07.06.2021 06:00
    Поделиться

    Академик объяснил, почему нефтяные мейджоры спешат продать свои запасы

    В Москве в Центре международной торговли восьмого июня откроется VII Международный научно-экспертный форум "Примаковские чтения". Он посвящен памяти ученого и государственного деятеля, академика Евгения Максимовича Примакова. В нем примут участие дипломаты, политики и ученые из 25 стран.
    Андрей Махонин / ТАСС

    Главная тема форума: "Современные вызовы мировому порядку", рассказал "Российской газете" академик РАН, президент Национального исследовательского Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН Александр Дынкин.

    Александр Александрович, первая сессия форума посвящена энергетическому переходу. "Зеленому" переходу к низкоуглеродной экономике. Кажется, об этом уже столько сказано…

    Александр Дынкин: Да, это уже третий переход. До этого: от биомассы (дров) к углю и от угля - к нефти. А сейчас это, в основном, европейская идея, которая, как говорится, овладела странами ЕС, затем США и Китаем. Что она будет для нас значить? Как мы должны участвовать в этом переходе? И как это отразится на нашем экспорте углеродов в европейские страны? Мы намерены очень серьезно обсудить эти темы.

    А какова ваша позиция в этом углеродном противостоянии? Как мы должны себя вести?

    Александр Дынкин: На разных рынках мы должны вести себя по-разному. Тут нет универсального правила. Скажем, страны Организации экономического сотрудничества и развития уже прошли пик потребления сырой нефти. У них где-то с 2016-2017 годов оно плавно уменьшается.

    А такие страны, как Китай и Индия, наоборот, наращивают потребление нефти. Сегодня потрясающая конъюнктура сложилась на азиатских рынках угля. Индия наращивает его потребление. Что для Европы неприемлемо. Поэтому, думаю, тут будут избирательные стратегии для различных региональных рынков и различных видов ископаемых топлив.

    Экономика здесь должна быть первична? Или ради политических выгод, ею можно и пожертвовать?

    Александр Дынкин: Есть краткосрочные экономические интересы, и есть долгосрочные. Вот мы ограничили экспорт нефти в координации со странами ОПЕК+ - это краткосрочные потери. Но, с точки зрения долгосрочного взгляда, мы сохранили рынок, мы его не дали разрушить.

    Но такая идея все еще жива. Предощущение "зеленого перехода" в Германии уже на уровне религии. В сентябре будут выборы, и пока высокие шансы на победу у партии "зеленых". А основные нефтяные мейджоры, предвидя всю эту историю, торопятся капитализировать свои запасы. То есть, продать их до того, как упадет спрос. И даже сокращают инвестиции в геологоразведку.

    Полностью интервью с академиком РАН Александром Дынкиным читайте в ближайшем номере "Российской газеты".

    Поделиться