На ВДНХ открылась выставка о самом народном советском автомобиле

"Буратино"? "Слон"? Да-да...Так в народе когда-то называли автомобили "Москвич". Почему водители и сотрудники автозавода давали им чудаковатые имена, зачем некоторые автодетали выпускались из дерева и по каким фильмам запомнились машины культового семейства? За ответами на эти вопросы стоит сходить на выставку "Мечта москвича", которую в обновленном 26-м павильоне ВДНХ открыл столичный Музей транспорта.

Дачный "Слон"

В четырех залах выставки, которая готовилась больше года, уместилась вся история самого народного советского автомобиля - от его "рассвета" до "заката". В экспозиции - 30 машин и три сотни редких артефактов.

Например, здесь можно увидеть миллионный "Москвич-408" 1967 года, первый советский двигатель, созданный для участия страны в "Формуле-1", и личные вещи главного конструктора завода Александра Андронова. Большая часть коллекции была сохранена музеем АЗЛК и передана в собственность Музею транспорта. Политехнический музей предоставил уникальное пособие по анатомии "Москвича-401" и автомобиль в разрезе. Несколько машин удалось заполучить из частных коллекций.

Разные модели "Москвича" до сих пор живут в советских фильмах. Увидеть народного любимца, к примеру, можно в кинолентах "Осторожно, бабушка!", "Сердца четырех", "Бриллиантовая рука"... В обеих сериях "Москва слезам не верит" появляется "Москвич" 400-й модели. На такой машине люди часто выбирались на дачу или просто за город. За необычный внешний вид в народе ее прозвали "слоном". Высокая решетка радиатора напоминала хобот, фары - глаза, а открытые двери смахивали на большие уши. Автомобиль оказался очень живучим. Первые "ласточки" этой модели встречались на дорогах нашей страны даже в 90-е.

А я сяду в кабриолет

А "Москвич-422" за деревянный кузов прозвали "Буратино". После Великой Отечественной Советский Союз переживал дефицит стального проката. Ради экономии металла у машины даже крыша была сделана как "беретка" - из натянутой на деревянный каркас искусственной кожи. Что интересно, панели кузова скреплялись между собой мебельными болтами! Фургоны в открытую продажу не поступали, а отправлялись в основном на автобазы Министерства связи СССР. Их использовали для перевозки почты и контейнеров с монетами из уличных телефонов-автоматов. Во время движения машины из дерева часто поскрипывали.

"Москвич-410", который стал во всем семействе первым полноприводным автомобилем, создали за рекордные десять дней по личному распоряжению Никиты Хрущева. Естественно, ничего революционного за такой короткий срок конструкторы предложить не смогли. Кузов 407-го седана посадили на более прочную и высокую подвеску. О нем говорили, что тот будто встал на цыпочки.

Еще один необычный экспонат - "Москвич-408"-кабриолет. Его называли "туристом". Машину планировали продавать за рубеж - она бы могла ездить, скажем, по серпантинам Италии. Но в серию советские кабриолеты так и не пошли. Произвели всего два, но ни один до наших дней не дожил. Поэтому на выставке представлена реплика.

Есть в коллекции и два гоночных болида 70-х годов, которые участвовали в отечественных кольцевых автогонках. Они разгонялись до 240 километров в час. Весь силовой агрегат, включая двигатели, "прятался" в один ряд за спиной гонщика. Все для того, чтобы улучшить аэродинамику автомобиля и сделать похожим его на пулю.

Гости из будущего

В зале прототипов "Москвича" собраны смелые концепт-кары, которые так и остались опытными образцами. Некоторые из них опередили свое время. Здесь, например, можно увидеть "Крокодила Гену". Так заводчане прозвали зеленый седан С-1. В 70-е он выглядел чересчур непривычно. У него даже были мини-дворники на фарах. А машину с серийным номером 356 создали с коробкой "автомат". Ее ласково называли "невестой" - уж очень была хороша. Но проект сочли дорогим.

Своеобразной экспериментальной площадкой в 80-х стал футуристичный экомобиль "Истра", дверь у которого открывалась вверх. Кузов тогда для него выпустили из переработанного алюминия. Это должно было сделать машину легкой, что позволяло сократить расход топлива. А им могло быть рапсовое масло.

Выставку с 18 мая, рассказала "РГ" директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, посетили уже более 12 тысяч человек. Она будет работать до 18 мая 2022 года. "За это время мы планируем запустить большую публичную программу в "Зале истории завода" и детский клуб автомоделирования, - сказала она. - Уже сейчас у нас проходят сборные экскурсии с медиаторами для тех, кто хочет углубиться в историю "Москвича". Скоро предложим аудиогиды на русском и английском языках для самостоятельного изучения экспозиции".

Кстати

Пробуем кино

Посетители выставки могут попробовать себя в роли актера, оказавшись на съемках советского фильма "Зеленый огонек". Ролик с вашим участием можно получить сразу на смартфон. Вход на "Мечту москвича" платный. Стоимость - 400 рублей. Есть льготные и бесплатные билеты.