издается с 1879Купить журнал

Станцию ликвидировали - вокзал остался

Удастся ли спасти его от исчезновения

29 июня 2021

На прошлой неделе в Москве закрыли железнодорожную станцию Покровское-Стрешнево, которая в июле могла бы отметить 120-летний юбилей.

Чуть дальше от нее открыли новую современную платформу - "Щукинскую" - чтобы создать пересадочный узел на метро и наземный общественный транспорт. А вот старинный вокзал на теперь уже бывшей станции, кажется, обречен на гибель.

Много лет здание в стиле модерн, построенное в 1908 году архитектором Станиславом Бржозовским, заброшено. Изначально это был вокзал станции Покровское-Стрешнево Московско-Виндавской железной дороги, затем Рижского направления Московской железной дороги. Но последние несколько лет не использовался и даже не принадлежал РЖД.

Еще от былой красоты станции Покровское-Стрешнево остался бывший телеграфный пост. Он в ужасном состоянии. А вокзал еще можно спасти, тем более он обладает охранным статусом.

- Есть надежда, что здание не снесут. Примерно восемь лет как бывший вокзал передан в частные руки, но с тех пор ничего не изменилось. Периодически я обращался в Мосгорнаследие. Там отвечали, что работают по этому вопросу. На самом деле, даже Российские железные дороги, которые давно не собственники здания, делают для него больше, чем владелец - вырубают деревья вокруг, выкашивают траву, - сказал корреспонденту "Родины" историк железных дорог Юрий Егоров.

На месте старинного вокзала построили терминал, больше похожий на сетевой магазинНа месте старинного вокзала построили терминал, больше похожий на сетевой магазин

Налицо многолетнее пренебрежительное отношение собственника к памятнику архитектуры. И вряд ли оно изменится. Существует механизм изъятия таких объектов в городскую собственность, но эта норма практически не работает. Если до недавнего времени вокзальное здание находилось рядом с платформой, то теперь становится просто домиком в лесу.

- И раньше постоянно вставал вопрос, что делать со зданием. А закрытие остановочного пункта только добавило проблем, - констатирует Юрий Егоров.

Вариант сохранить остановочный пункт и привести в порядок старинный вокзал, возле которого могли бы совершать остановку не все электрички, следующие по второму диаметру, а лишь некоторые, несколько раз в день, даже не рассматривали - платформу уже разбирают.

Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 2020 году. / wikimedia.org
Вокзал станции Покровское-Стрешнево в 2020 году. wikimedia.org

Можно было бы включить здание в комплекс парка Покровское-Стрешнево и устроить в нем небольшой музей.

Владельца русской железнодорожной империи расстреляли через 10 лет после революцииВладельца русской железнодорожной империи расстреляли через 10 лет после революции

Он также мог бы стать филиалом исторической площадки РЖД на станции Подмосковная - она находится в паре километров отсюда и когда-то была соединена прямой веткой с Покровским-Стрешнево. Но вряд ли кто-то пойдет на это, особенно учитывая, что РЖД давно не собственник здания.

А ведь Институт искусства реставрации несколько лет назад даже подготовил проект восстановления вокзала вместе с деревянным павильоном, который утрачен и сохранился только на ретроснимках. Архитекторы смогли по оставшимся фрагментам восстановить размеры и сделали комплект рабочих чертежей.

Вот только пригодятся ли они кому-нибудь?

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться