"Сигма-7": зачем самолету складывающиеся крылья

Сергей Куксин/ РГ
Кое-кто уже окрестил легкий многоцелевой самолет "Сигма-7" "летающим автомобилем". Сами же разработчики называют его "домашним самолетом". Миниатюрные габариты. Кабина как у вертолета, толкающий винт. Но главный изюм - быстрое складывание крыла по бокам фюзеляжа.

Такую необычную воздушную авиамалышку впервые показывает на МАКСе Научно-Инженерная Компания. Кстати, технические особенности "Сигмы-7" поражают не только летчиков-любителей, но и профессионалов. Все дело в особенном строении крыла: они складные. Поворот консолей на 90°, отклонение назад - и никаких проблем. То есть если раньше на аэродром приходилось привозить и на месте собирать легкомоторный самолет, то сейчас достаточно расправить крылья.

- Он может раскладываться одним человеком за одну минуту без применения инструментов, - рассказал "РГ" конструктор Сергей Игнатьев.

Благодаря такой конструкции машина может спокойно размещаться в стандартном контейнере, буксироваться на фаркопе. Может самостоятельно двигаться на тяге воздушного винта. Обычный гараж для него - самое оно. А мощная механизация крыла позволяет легко взлетать даже с небольших площадок. Представляете? Самолет со сложенными крыльями едет по автотрассе и заезжает на автозаправку... И никакой фантастики: бензин - Аи-95.

Представляете? Самолет со сложенными крыльями едет по автотрассе и заезжает на автозаправку... И никакой фантастики: бензин - Аи-95

Технические характеристики "легковушки": длина - 5,99 м, размах крыла - 8,49 м, высота - 2,26 м. Масса пустого самолета - 350 кг, максимальная взлетная - 600 кг, полезной нагрузки - 250 кг. Крейсерская скорость - 220 км/ч. Самолет оснащен одним поршневым двигателем типа Rotax 912. При этом компоновка моторного отсека допускает установку других типов. "Сигма-7" может быть легко поставлен на лыжи или поплавковые шасси.

Задач у "Сигмы-7" хватает: обучать пилотов, перевозить авиатуристов, проводить патрулирование и аэрофотосъемку, мониторить лесные пожары. Но прежде всего это самолет для любителей авиации.

Дальность полета - до 1200 километров. Разбег при взлете не превышает ста метров. Уже завершены наземные прочностные и частотные испытания. Летные для опытного образца провели в сертификационном центре ЛИИ им. М.М. Громова. Выдан сертификат летной годности. Эксплуатационные проводятся на аэродроме Мячково. На 2022 год намечено изготовление трех серийных образцов, один из которых предназначен для проведения сертификационных испытаний в Германии, еще два будут поставлены заказчикам в Китай.

Кстати, первый самолет серии "Сигма" под руководством конструктора Сергея Игнатьева взлетел в 1987 году. Небольшой взлетный путь, вес, размеры и панорамный обзор из кабины делают эти крылатые машины очень привлекательными. В том числе и за рубежом.

Инновации

Создаваемый в России легкий многоцелевой самолет ЛМС‑901 "Байкал" выпустят и в беспилотном варианте. Беспилотник на базе "Байкала" может быть экономически выгоднее других беспилотных летательных аппаратов.

Сейчас легкие самолеты могут перевозить 20 кг грузов со стоимостью 41 рубль за килограмм на километр. "Байкал" может перевозить грузы по цене 11 копеек за кг на километр на маршруте в 1000 км. При этом грузоподъемность самолета составляет 1,5 тонны.

Первый опытный образец самолета представили на МАКС-2021 20 июля после церемонии открытия выставки. Летные испытания образца планируется начать в этом году.

Подготовил Евгений Гайва

Поделиться