- При активном развитии систем искусственного интеллекта и использовании беспилотников требуется уделять особое внимание защите информации, - пояснил профессор кафедры Информационных технологий и компьютерных систем СевГУ, доктор технических наук Дмитрий Моисеев. - Если кому-либо удастся перехватить управление беспилотными транспортными средствами, то возможны серьезные последствия. Воздушный или наземный беспилотник злоумышленники могут использовать для причинения прямого урона: атаковать здания, объекты инфраструктуры или людей. Беспилотное такси или грузовик могут угнать. Угроза может возникнуть и по ошибке, из-за сбоев в программном обеспечении или в каналах передачи данных.
Команда ученых СевГУ, в которую входят три доктора и пять кандидатов технических наук под научным руководством эксперта РАН, профессора Александра Скаткова получила грант Российского фонда фундаментальных исследований. Его тема - "Адаптивные нейросетевые методы обнаружения уязвимостей интерфейсов беспилотных транспортных средств на основе ИИС". Систему защиты предполагается построить по примеру иммунитета в живом организме.
- Для нас не имеет значения среда, в которой передвигается беспилотник, - продолжает Моисеев. - Это может быть воздушный, наземный, водный и подводный транспорт. Все они требуют новых специфических методов информатики, математики, моделирования принятия решений в условиях неопределенности. Методы, которые сейчас применяются для информационной защиты беспилотников, не гарантируют оптимальную стратегию защиты. Поэтому широко стали использовать эвристические алгоритмы, берущие начало в природных системах. Это, например, "муравьиные" и "роевые" алгоритмы, а также ИИС.
Этот принцип известен науке давно, но с развитием искусственного интеллекта он приобрел большое значение. Разработками в этой области занимался советский ученый, президент академии наук СССР Г. И. Марчук. В 1975 году он впервые вывел математические зависимости, описывающие ИИС по аналогии с естественным иммунитетом. ИИС могут самообучаться и принимать решения на основе своего опыта, поэтому их следует относить к системам искусственного интеллекта.
В своем исследовании севастопольские ученые предложили новый подход к ИИС. Они считают, что антивирусную базу надо наращивать с опережением, заранее, еще до контакта с вирусом. Это позволит быстрее и проще ликвидировать угрозу. А в существующих системах, как искусственных, так и естественных, иммунная база наращивается только после встречи с вирусным агентом.
По словам Дмитрия Моисеева, система будет сама выбирать интенсивность действий в зависимости от масштабов и последствий вирусной атаки. Это связано с тем, что ресурсы автономного беспилотного средства строго ограничены. Его нельзя подключить к мощным вычислителям, он не обязательно будет иметь связь с сетью интернет. При борьбе с вирусной атакой он должен рассчитывать только на свои силы.
Исследование рассчитано на три года. Сначала новые методы рассматривают на математических моделях, готовят программу, которая позволит научить ИИС борьбе с вирусными атаками, готовят пакет тестовых ситуаций, на которых произойдет обучение. На третьем году начнется этап натурных испытаний. ИИС загрузят, например, на квадрокоптер. Для обучения искусственной иммунной системы также планируют задействовать суперкомпьютер "Афалина", недавно установленный в СевГУ.
- Результаты наших исследований могут быть использованы для любого беспилотного транспорта, - добавил ученый. - Применение можно расширить, поскольку этот механизм позволяет работать с любыми видами атак на различные объекты.
Команда ученых кафедры получила второй грант РФФИ на применение искусственного интеллекта для синтеза устойчивых и безотказных каналов связи между беспилотником и диспетчерским центром в различных средах. .
Общественный транспорт без водителя может появиться в российских городах в ближайшие годы. Власти Москвы недавно объявили о тестировании беспилотного трамвая, более 100 беспилотных такси уже проходят испытания на дорогах столицы, а новые линии метро рассчитаны на беспилотные поезда.
Президент Владимир Путин на недавней встрече с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса призвал применять искусственный интеллект при создании беспилотных летательных аппаратов. Они широко используются в российской армии - более 2000 единиц уже стоят на вооружении.