Итоги 2021 года: лучшие сериалы-детективы Британии по версии "Кинократии"
5. "Убийства в Пембрукшире" (The Pembrokeshire Murders)
Если английские детективные триллеры за долгие годы стали лелеемой вещью в себе, шотландские с изрядным упорством прокладывают себе дорогу, а ирландские время от времени удивляют своей кельтской потусторонностью, то валлийский колорит кажется почти что экзотикой. Край поэтов, безмятежной сельской пасторали, самой напевной разновидности английского как-то слишком контрастирует с криминальной жутью, отчего она представляется еще более неотменимой и чудовищной. Молодой детектив Стив Уилкинс (Люк Эванс) берется за повторное расследование преступлений 80-х годов двадцатого века - и приходит к выводу о том, что время еще не успело замести все следы. Как и в случае с сериалом "Дес", "Убийства" основаны на исторических событиях, и то, как тактично съемочная команда подошла к изображению произошедшего на экране, внушает, помимо всего прочего, глубокое уважение и ненавязчиво подводит к исследованию очередной грани прописной истины - ничего "интересного" и "будоражащего" в преступлениях нет и быть не может. Что, увы, не может отменить их самих и те круги на воде, что расходятся по поверхности общественного восприятия после их совершения.
4. "Гранчестер" (Granchester)
Незаметно подкрался уже шестой сезон "Гранчестера", основанного на цикле рассказов Джеймса Рэнси "Тайны Гранчестера" и погружающего зрителя в послевоенные пятидесятые в небольшой деревне, расположенной неподалеку от Кэмбриджа - такого близкого географически и ментально бесконечно далекого от местного населения. К началу нового сезона многие из основных героев приходят с новым багажом: молодой викарий переосмысливает свои духовные и личностные устои, уставший Джорди пытается отстраниться от полностью поглотившей его работы, а Леонард попадает в очень двусмысленную ситуацию, которая внезапно осложняется очередным преступлением, из-за которого жизненные пути персонажей вновь пересекаются, однако траектория их дальнейшего движения бесповоротно меняется.
3. "Незабытые" (Unforgotten)
Британский канал ITV, все более уверенно отвоевывающий у BBC пальму первенства по части создания детективных сериалов (четыре из пяти фигурантов данной подборки "Кинократии" созданы именно им), явил миру четвертый сезон "Незабытых", в котором на поверхность всплывает еще одно преступление из прошлого, которое приводит в движение давно забытые механизмы и вскрывает очередные зарубцевавшиеся раны. На этот раз рабочие находят на свалке изуродованный труп человека, пролежавший в холодильной камере тридцать лет и обнаруженный лишь при разборе металлолома на пункте утилизации бытовой техники. На поверку он оказывается вчерашним выпускником школы полиции, а обстоятельства, в которых он был остановлен сотрудником дорожно-патрульной службы, заставляют детективов вновь содрогнуться - уже по другим причинам. Кэсси Стюарт (Николе Уолкер) неожиданно не дают уволиться без потери пенсионных накоплений, столь нужных ей в непростой жизненной ситуации - что заставляет ее, разочарованную, нервную и выгоревшую, вернуться к работе в родной отдел, к Санни и другим сослуживцам.
2. "Инспектор Адам Дэлглиш" (Dalgliesh)
Настоящим сюрпризом стало извлечение из задворок коллективного сознания замечательных произведений британской писательницы Дороти Филлис Джеймс об инспекторе Дэлглише, человеке тяжелой судьбы, обремененном недюжинным поэтическим даром и сохранившем страсть лишь к одному аспекту жизни - свершению правосудия. Для первого сезона, созданного Channel 5 и Acorn TV, были очень удачно переработаны три повести: "Саван для соловья", "Чёрная башня" и "Пристрастие к смерти". Берти Карвел, выбранный на заглавную роль, создал на экране очень многомерный образ человека эпохи интербеллума, еще не старого, но безнадежно далекого от окружающего его мира семидесятых, что в очередной раз дает возможность поразмыслить над тем, что человечество приобрело, а что потеряло после второго великого разлома.
1. "Молодой Морс" (Endeavour)
Первое место - без всяких сомнений - принадлежит повествованию о молодых годах инспектора Индевора Морса, выпестованного литературным даром Колина Декстера. Темпорально обосновавшись между "Гранчестером" и "Дэлглишем", этот сериал не перестает радовать вот уже восьмой сезон, сравнявшись по количеству эпизодов с легендарным "Инспектором Морсом" с Джоном Тоу. Стилистически выверенная энциклопедия повседневности (в том числе и музыкальной) английских семидесятых в высоколобом Оксфорде по-прежнему блещет замечательными актерскими талантами, в игре которых полунамеков в десятки раз больше, чем реплик: все так же на посту Брайт (Антон Лессер), Ферсдей (Рождер Аллам) и, конечно, сам Индевор, Шон Эванс. Последний, что ныне редкость, сумел врасти в роль настолько, что это бы посрамило многих практиков пресловутого "метода", как его называют британцы, родом из эпохи, о которой идет речь в повествовании. Индевор как-то неуловимо тяжелеет, все больше разочаровывается, надламывается, как тонкое деревце, - но неизменно стойко преодолевает невзгоды, выцветая по краям, покрывая свой глубокий взгляд патиной, замыкаясь в себе и выковывая прочную интеллектуальную броню. Теперь то самое превращение, явленное в зеркале заднего вида в пилотном эпизоде, по-настоящему началось. И почему-то очень хочется, чтобы оно не заканчивалось как можно дольше.