17.02.2022 13:40
    Поделиться

    На Берлинале "Золотого медведя" получил короткометражный фильм из России

    "Нам не оставили выбора", - сказал член жюри конкурса короткого метра 72-го Берлинале Райнхард В. Вольф, объявляя имя победителя. Он имел в виду, что фильм "Трэп" российского режиссера Анастасии Вебер был на голову выше остальных (в конкурсе короткого метра участвовала 21 картина). "Золотого медведя" получила дипломная работа выпускницы Санкт-Петербургской школы нового кино. 20-минутный фильм сделан на обнаженном нерве. Речь в нем не просто о музыкальном направлении "трэп", но о том, как выкладываясь, бескомпромиссно живут молодые люди.
    АР

    Кульминация картины - драка-перфоманс - дикий танец, в котором проявляется целая гамма чувств. Чтобы снять такое, казалось бы, простое высказывание, в котором выверен каждый кадр, режиссеру, она же автор сценария и продюсер, понадобилось более четырех лет. Анастасия поблагодарила свою команду и поделилась планами на будущее. Ей бы хотелось снять полный метр, но оставить за собой такую черту авторского стиля, как высказывание в виде перфоманса. Награда Анастасии - первый "Золотой медведь" для России за долгое время.

    Русский след есть еще в одном фильме-победителе 72-го Берлинале - Unrueh Сирил Шейблин (Швейцария). У ленты есть еще одно название "Кропоткин". Петр Кропоткин - российский ученый-картограф и революционер. Героиня картины Жозефина, ответственная за сборку механических часов, знакомится с Петром Кропоткиным. Вместе они противопоставляют капиталистическим ценностям солидарность и пацифизм. Картина получила в секции экспериментального кино Encounters приз за лучшую режиссуру.

    Теперь о наградах большого жюри под председательством Найта М. Шьямалана. "Золото" получил испанский фильм "Алькаррас" Карлы Симон. Критики сравнивают его с чеховским "Вишневым садом": новый мир приходит, разрушая старые ценности. Только сад в фильме персиковый. Это история семьи фермеров, которые должны изменить привычный уклад, уступая прогрессу и тем, кто намерен установить новые правила. Эпизод, где тракторы рушат персиковый сад, воспринимается как кровавое побоище.

    Приз за лучшую режиссуру взяла Клер Дени. "По обе стороны лезвия" - интимный рассказ о судьбе женщины, в жизни которой присутствуют два главных мужчины, у одного жуткий характер, с другим ей спокойно, но сердце принадлежит первому. Фильм куплен и выйдет у нас на экраны в этом году.

    Большой приз жюри "Серебряный медведь" присудили ленте "Фильм писателя" Хон Сан Су, рассказывающей о том, что возможности творца безграничны. Это 27-я киноработа корейского режиссера, и в этой обширной фильмографии берлинские "Медведи" уже водились. Приз жюри получил фильм "Одеяние из драгоценных камней" Наталии Лопес Гальярдо - история семьи и покинутого дома, тема заброшенности чередуется с исследованием природы насилия.

    Лучшим сценарием признан "Раби Курнац против Джорджа Буша" Лайлы Штилер. Актриса из этой картины Мельтем Каптан стала обладательницей награды за лучшую роль. Фильм рассказывает о том, как женщина из турецкой семьи подняла весь мир на ноги, чтобы вызволить из плена в Гуантанамо своего первенца - тот попал в тюрьму по несправедливому обвинению.

    Речь в фильме не просто о музыке "трэп", но и о накаленной жизни молодых людей

    Специального упоминания жюри удостоилась швейцарская картина "Кусочек неба" Майкла Коха. Этому фильму, который по-новому раскрывает вопросы жизни и смерти, многие прочили "Золотого медведя". Приз "За вклад в киноискусство" получил камбоджийский режиссер Ритхи Пань: в конкурсе был представлен его фильм "Все будет хорошо".

    Российский фильм Александра Золотухина "Брат во всем" в программе Encounters призов не получил. "Золотого медведя" в этой секции увезла австрийская лента "Мутценбахер" Рут Бекерман.

    Прямая речь

    Анастасия Вебер:

    Название "Трэп" пришло в самом начале работы над проектом. Это не только аллегория про "клетку" или отсылка к актуальному музыкальному стилю. Трэп - образ жизни и манера экстремального чувствования, которым живет большинство юных ребят в каждом уголке России. Трэп - это когда ты чувствуешь слишком остро и живешь, выбрав в качестве ориентира свою внутреннюю правду и страсть. Кастинг был сделан по таким же принципам. Если я хочу, чтобы мое кино получилось правдивым, я могу снимать только людей, которые не врут себе.

    Клер Дени:

    Я думаю, что герои моего фильма Жан и Сара живут в таком мире, какой он есть. Их жизнь кажется налаженной, но вдруг происходит вторжение из прошлого и нарушает этот баланс. Я никогда не говорила себе: "Клер, ты должна снять фильм о страсти и о любви!". Это пришло ко мне, как всегда, через актеров. Жюльетт Бинош, Грегуар Колен и Венсан Линдон подтолкнули меня к этой истории. Кроме того, я писала сценарий вместе с французской писательницей, которая мне очень нравится - Кристин Анго - мы хорошо ладим. И в фильме показаны те чувства, которые мы разделяем: горесть, боль и радость любви.

    Подготовила Наталья Жук

    Поделиться