В Аргентине обнаружены останки динозавра, обходившегося "без лап"

Ранее неизвестный науке вид абелизавра обнаружен на территории Аргентины. Палеонтологи отмечают, что древний ящер умудрялся жить практически без передних лап и обладал самым маленьким мозгом, когда-либо найденным у представителей этого семейства.

Описание необычного динозавра представлено в журнале Journal of Vertebrate Palaeontology, а коротко об открытии рассказывает Phys.org. Новый вид получил название Guemesia ochoai. По мнению экспертов, он мог быть представителем или близким родственником обширной группы абелизавров - динозавров, которые бродили по южному полушарию более 70 миллионов лет назад.

Отличительной чертой этих ящеров были атрофированные передние конечности и малый объем головного мозга. В этом отношении исследователям повезло, так как они обнаружили почти полностью сохранившийся череп ранее неизвестного вида ящеров.

Известно, что абелизавры в древности бродили по территории современной Африки, Южной Америки и Индии. Guemesia ochoai стал уже 35-м представителем этого семейства хищников, найденным на территории Аргентины. По словам руководителя исследования, профессора Анджали Госвами, новый динозавр оказался довольно необычным даже для своего вида. Он отличается от сородичей многими характеристиками.

"Это говорит о том, что динозавры, обитавшие в этом регионе, сильно отличались от тех, что обитали в других частях Аргентины, - говорит профессор Госвами. - Это подтверждает идею существования отдельных провинций в меловом периоде Южной Америки".

Абелизавры относились к группе высших хищников. Возможно, они охотились даже на других крупных динозавров, таких как, например, титанозавры. Удивительно, но при этом они были относительно слабо вооружены. Передние конечности у этих хищников были короче, чем у более известного тираннозавра Рекса.

Фактически эти лапы были бесполезны - с их помощью динозавр не мог схватить добычу или растерзать ее. На этих лапах даже не было когтей. Вероятно, представители вновь открытого вида Guemesia ochoai полагались только на свою мощную голову и ужасающие челюсти. Эксперты отмечают, что это были очень опасные хищники, хотя у них, по сути, не имелось развитых передних конечностей.

Добавим, что череп был раскопан в формации Лос-Бланкитос недалеко от города Амблайо на севере Аргентины. Он был обнаружен в породах возрастом от 75 до 65 миллионов лет. Это означает, что найденный ящер погиб незадолго до массового вымирания в конце мелового периода.

Одной из уникальных особенностей этого динозавра являются ряды небольших отверстий в передней части его черепа. Палеонтологи предполагают, что эти отверстия выполняли функцию своего рода "климатической системы". Они помогали животному регулировать температуру тела в зависимости от температуры воздуха.

Другой особенностью является поразительно маленький мозг этого существа. Он оказался примерно на 70 процентов меньше, чем у любого другого известного науке родственника Guemesia ochoai. Впрочем, ученые допускают, что череп мог принадлежать юному ящеру, следовательно, мозг у него к моменту смерти мог полностью и не развиться. В любом случае новая находка позволит дополнить историю эволюции динозавров.