Про свои 50 юбиляр отшутился: "Я не верю в это, это не со мной, меня не касается". Его ученики совершают настоящую театральную революцию, появилось новое поколение талантливых режиссеров театра кукол. Мастер говорит про них: "Они удивительные. Они другие. Обожаю то, что от них идет".
- Два года назад, когда мои ребята переходили на последний курс, помню, я стоял на берегу Щучьего озера в Комарово и подумал: господи, сделай так, чтобы это молодое поколение режиссеров и актеров - очень хорошее - не пропало. Им нужна поддержка. Очень важно помогать молодым режиссерам, художникам, авторам. Чтобы они имели возможность своего высказывания - правильного, неправильного, странного и так далее. Этот Центр нужен для того, чтобы они могли говорить на любые темы. О том, что для нас актуально, что почему-то популярно или не популярно, почему авторский театр в стороне от мейнстрима, почему не защищен ни критиками, ни журналистами… Такой центр нужен для того, чтобы защитить молодых режиссеров, наше будущее. Чтобы они могли выпускать спектакли, а продюсеры, директора театров их увидели и помогли им. Это образовательная сессия, куда будем набирать специалистов (драматургов, художников, театральных менеджеров), которые нужны молодым режиссерам для повышения квалификации.
Создание Центра поддержал комитет по культуре Санкт-Петербурга. Председатель комитета Федор Болтин сказал:
- Безусловно, мы будем стараться помогать Центру - не только финансово. Очень дорожим тем, что именно БТК становится центром для развития режиссерских замыслов. Петербург считается столицей кукольных театров, и для того чтобы удержать этот высокий статус, нам надо приложить значительные усилия. Будущее - за теми ребятами, что воспитал Руслан Кудашов. Мы всегда рядом и рассчитываем, что Центр будет дарить нам самые прекрасные мгновения.
Осенью БТК планирует провести фестиваль. Это будет площадка для повышения квалификации молодых специалистов, для лекций, мастер-классов нового формата. "Тема будет такая: фундамент. То, что ложится в основу профессии. Фундамент очень важен. В нашей стране есть удивительные личности, которые служат профессии, служат театру, фундамент которых не расшатать никоим образом, что бы ни происходило, - считает Руслан Кудашов. - Я буду счастлив, если руководители российских театров возьмут спектакли наших ребят и других режиссеров, кто будет работать в этом центре. Нам не жалко отдавать. Мы провели два фестиваля "БТК. generation", на которые приезжали директора и продюсеры, они кого-то приглашали в свои театры, у нас мало что оставалось. Молодым людям надо давать надежду".
Заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства театра кукол РГИСИ профессор Николай Наумов пришел на презентацию с подарками - кипой книг, изданных факультетом, - для будущей научной библиотеки Центра, сказав: "В нашем институте Руслан Кудашов получил два диплома - актерский и режиссерский. Символично, что идея появления Центра развития режиссуры родилась именно в БТК. Ленинград называют столицей кукольников, и именно в БТК более 60 лет назад началось профессиональное обучение режиссеров театров кукол, с Михаила Королева".
Михаил Королев - главный режиссер Ленинградского БТК в 1948-1965 годах. По его инициативе при ЛГИТМиКе (сегодня РГИСИ) была создана кафедра театра кукол, которая дала начало профессиональному образованию кукольников в России.
На вопрос корреспондента "РГ, что сейчас репетируется в БТК, главный режиссер ответил:
- Мы взяли небольшую паузу, потому что у нас вышло такое количество спектаклей, что нам не хватает площадей и мощностей. Это не только мои спектакли, но и других режиссеров, молодых. Мы не успеваем все проигрывать, и некоторые режиссеры обижаются, что их спектакли не ставят в афишу, а если их не играть - они просто умирают, мы к ним не возвращаемся. Есть спектакли, которые и без рекламы собирают публику, и не играть их тоже невозможно.
Руслан Кудашов добавил, что хочет поставить в ближайшем будущем "Евгения Онегина".
К слову, пришедшие на вечер юбиляра гости получили от него подарок - сборник стихов. Кудашов - не только замечательный режиссер, но и талантливый поэт и музыкант. Вместе с группой "Хабари" он исполнил свои песни на основной сцене БТК.
Руслан Кудашов поставил более 60 спектаклей в Петербурге, городах России, а также в Беларуси, Болгарии, Литве, Польше. Лауреат премий "Золотая маска", "Золотой софит", высшей премии в области театрального искусства для детей "Арлекин".
С 2006 года руководит БТК. С его появлением была сформирована молодая труппа, почти полностью обновлен репертуар, организованы три фестиваля и режиссерская лаборатория. Театр начал активно гастролировать по России и за рубежом. Кудашов выпустил два курса - актерский и режиссерский, набранные при БТК совместно с факультетом театра кукол РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств).
В БТК поставил около 40 спектаклей для взрослых и детей: "Маленький принц", "Небо в чемодане, или Цуцики в ночи", "Песнь Песней", "Вий", "Книга Иова", "Башлачев. Человек поющий", "Высоцкий. Requiem", "Бродский. Ниоткуда", "Гамлет. Ширма" и другие.
С 2014 года в театре проходит ежегодный фестиваль "БТК-ФЕСТ", собирающий на своих площадках лучшие спектакли театра кукол и визуального театра со всего мира. С 2018 года - "БТК-ЛАБ": лаборатория для молодых режиссеров под руководством Руслана Кудашова по новой детской литературе, с 2019-го - фестиваль "Маленький сложный человек", посвященный спектаклям для детей и подростков по новой литературе и драматургии. В 2021 году впервые был проведен фестиваль-лаборатория молодых деятелей театра "БТК. generation".
- Режиссеры - ранимые люди. Постоянно находятся под давлением. Это уязвимая профессия, в которую попадают с критикой все кому не лень, начиная с актеров, с которыми встречается режиссер. Приходя в чужой театр, он испытывает гигантский стресс. Один режиссер-фронтовик признался: "Я на фронте не испытывал такого страха, как перед актерами". И это только начало. Дальше возникают еще большие страхи, еще большая уязвимость. Мне кажется, эта профессия нуждается в защите. А молодые люди - особенно.
- Режиссер должен за все отвечать, постоянно находиться под ударом. Съесть его очень хочется - всем и всегда.
- Когда возникает диалог режиссера с актером - это очень красиво, это божественно, и иногда получается сочинять хорошие спектакли.