Тренд на экологичность увеличил линейку самосвалов БЕЛАЗа
С одной стороны, пояснил агентству заместитель главного конструктора предприятия Александр Насковец, запросы мирового рынка постоянно меняются, а вслед за ними и техника. А главное, по его словам, коллектив все больше внимания уделяет зеленым технологиям и защите окружающей среды.
В частности, недавно на заводе завершили сборку самосвала на газовом топливе "БЕЛАЗ-7540S" грузоподъемностью 30 тонн, среди преимуществ которого его создатели называют "снижение стоимости перевозок полезных ископаемых, поскольку газовое топливо стоит дешевле, чем дизельное".
Кстати, Насковец дал понять, на этот образец уже обратили внимание покупатели из России, где в последнее время активно продвигается тренд на газификацию транспорта. В Союзном государстве, добавил он, уже "введены дополнительные льготы на приобретение подобной техники".
Правда, что касается газодизельного направления, в котором часть топлива замещается газом, то в нем пока представлена только одна 130-тонная модель. Зато в "линейке техники исключительно с газовым топливом представлены уже две новинки - на 30 и 45 тонн. Причем, обе успешно прошли испытания. А в скором времени заканчивается сборка и подготовка к испытаниям самосвала на 90 тонн", - пояснил представитель автогиганта Беларуси.
Но и это еще не предел конструкторской мысли и инженерных возможностей. На кульманах проектировщиков можно ознакомиться и с 130-тонным самосвалом, который будет использовать чисто природный газ, а также с богатырем в газодизельном варианте, способном перевозить до 220 тысяч тонн. Более того. Вместе с техникой на газовом топливе специалисты готовы поставлять и оборудование для ее эффективной работы, включая стационарные или мобильные заправочные станции.
Как уже информировал "СОЮЗ", у белорусских мастеров нет конкурентов и на рынке грузоподъемных электросамосвалов. Еще в начале лета прошлого года на заводе презентовали опытный образец "БЕЛАЗ-7558Е" грузоподъемностью 90 тонн, максимальная скорость которого составляет 64 км/ч.
Машина прошла полный цикл заводских испытаний. А сейчас, по словам ее разработчиков, осуществляется доводка системы охлаждения аккумуляторных батарей и работа над созданием быстрой зарядки, чтобы карьерный самосвал успевал заряжаться в течение 15-25 минут.
Кстати, время работы самосвала без подзарядки, рассказал Насковец, зависит от многих параметров, включая массу перевозимого груза, расстояние и уклонов дорог. В целом машина может проработать от 2 до 8 часов без подзарядки.
К преимуществам таких машин на заводе относят также отсутствие затрат на дизельное топливо и техобслуживание. Следовательно и стоимость перевозки тонны груза гораздо ниже, чем на традиционном транспорте. По предварительным оценкам экспертов, экономия при эксплуатации электросамосвала за десять лет может составить от $1 млн до $3 млн в зависимости от разницы цены между дизельным топливом и электроэнергией.
Еще одним перспективным направлением в использовании альтернативных источников энергии в карьерной технике конструкторы считают использование дизель-троллейвозов. В частности, на БЕЛАЗе уже функционирует полигон для испытания такого вида транспорта, а в качестве испытательной модели выбран флагман в семействе грузоподъемности 220 тонн "БЕЛАЗ-75306".
Во-первых, пояснили конструкторы, он оснащен оригинальной системой управления тяговым электроприводом, а также имеет ряд особенностей по сравнению с обычным исполнением. В частности, напряжение в троллейном режиме передается от контактной сети на тяговые электродвигатели самосвала, минуя генератор.
Новинка оборудована пантографами, или, проще говоря, токосъемниками, на ней также установлен дополнительный силовой шкаф с элементами системы защиты и диагностики с жидкостным охлаждением, внедрены органы управления троллейным режимом, а также добавлено адаптивное программное обеспечение.
Этот вид тяжеловесов, сообщил заместитель главного конструктора, был создан под заказ Союзного государства. А в дальнейшем, прогнозирует он, на предприятии планируют создать электротроллейвоз, где вместо дизельного двигателя будут стоять аккумуляторные батареи. "Машина будет получать энергию от троллейной линии, а в местах загрузки-разгрузки будет использовать только аккумуляторы", - констатировал Насковец.
Он не сомневается и в том, что применение карьерного транспорта такого класса является эффективным решением для горнотранспортных работ, так как увеличивает скорость движения самосвала на подъеме почти в два раза, повышает его производительность и наращивает объем перевозок. Да и сам переход на дизель-троллейвозы, по экспертной оценке, позволит применить аналогичные двигатели меньшей мощности.