Бой у Ачанского острога: в 1652 году Хабаров разбил маньчжуров на Амуре
Осенью 1651 года отряд "служивых и охочих людей" Ерофея Хабарова по прозвищу "Святитский" на стругах спустился вниз по Амуру до земель ачанов. Обложив данью предков современных ульчей и нанайцев, землепроходцы построили укрепление. Ачанский городок был небольшого размера - 50 на 80 метров, и часть отряда, насчитывавшего 206 человек, жила за пределами деревянного частокола в землянках. Артиллерия - "пищаль полковая медная да две пищали железных" установили в центре укрепления среди жилых домов.
Однако маньчжуры решили захватить российский отряд врасплох. Общее командование осуществлял начальник гарнизона города Нингуты - Хайсэ, направивший на Амур войско под руководством Сифу, которого в документах Ерофей Хабаров называл Есинеем. Отряд состоял из 600 кавалеристов с доспехами. Несмотря на жестокие морозы, бездорожье и снег маньчжурская конница преодолела 1100 километров за три месяца. На вооружении латников также имелись шесть пушек, 30 пищалей и 12 петард (фугасных мин) для разрушения стен.
Скрытно подойдя к Ачанскому городку маньчжуры провели мобилизацию среди местных народов и утром третьего апреля укрепление неожиданно атаковали около двух тысяч человек. Однако застать казаков врасплох не удалось - часовые подняли тревогу, и те, кто ночевал в землянках и юртах, успели добежать до острога. Стены, вероятно, были невысокими, так как казаки легко "переметнулись" через них.
На вооружении отряда Ерофея Хабарова находились дульнозарядные гладкоствольные пищали и мушкеты с фитильными замками. Они остановили первый натиск маньчжуров.
"Дальность поражения этого "мелкого оружия" составляла от 140 до 800 метров, а скорострельность достигала одного выстрела в минуту. Сколько всего такого оружия было в отряде, неизвестно. Вполне вероятно, что его количество заметно превышало аналогичное вооружение противника", - считают российские ученые Алексей Махинов и Вячеслав Шведов.
Для нападавших ситуация осложнялась тем, что подступить к стенам городка сразу со всех сторон и окружить его полностью было невозможно, поскольку с двух сторон перед ними находились достаточно крутые и высокие склоны. Даже обстрел из пушек с этих направлений был бы неэффективным. Тем не менее маньчжуры смогли прорваться под стены крепости и топорами вырубить бревна частокола.
Определив направление главного удара, Ерофей Хабаров подтянул к месту прорыва всю свою артиллерию, а казаки надели доспехи - куяки. Когда атакующие вошли в пролом стен, то пушечный залп в упор , а также огонь из пищалей и мушкетов нанесли огромный урон маньчжурам. Не давая противнику оправиться, 156 казаков пошли в рукопашный бой, а 50 выстрелами со стен поддержали контратаку. Маньчжурское войско бежало.
В отчете Ерофея Хабарова на имя якутского воеводы Дмитрия Францбекова говорится, что трофеями казаков стали две пушки, 17 ружей и восемь знамен, а также 830 лошадей. Маньчжуры потеряли в бою 676 человек убитыми и несколько было взято в плен. Потери русского отряда составили 10 человек убитыми и 78 раненными.
Однако в дальнейшем оборонять пограничную крепость Ерофей Хабаров счел не целесообразным и отступил в Албазинский острог. Маньчжурских военачальников Хайсэ и Сифу в Нингуте сменил известный полководец Шархуда. Боевые действия с переменным успехом продлились до 1689 года.