Самому популярному отечественному внедорожнику исполнилось 45 лет
Это, пожалуй, самый известный из вазовских автомобилей за рубежом и один из немногих мировых долгожителей. "Нива" всегда была и остается народным автомобилем, в том числе потому, что большая часть ее комплектующих отечественного производства и ее можно починить своими руками.
С комфортом "легковушки"
За почти полвека в Тольятти выпустили 2,5 млн внедорожников, и почти треть из них ушла на экспорт. Инженеры модернизировали "начинку" "Нивы", бережно сохраняя классический стиль, созданный ее ведущим дизайнером Валерием Семушкиным. Он сохранился до сих пор у классической версии Lada Niva Legend.
Как вспоминает Семушкин, у дизайнеров и конструкторов первого внедорожника была задача сделать автомобиль надежный, который будет выпускаться долгие годы, но никто даже предположить не мог, что "Нива" проживет так долго. Ведь за эти годы многие модели АвтоВАЗ снял с конвейера, но не "Ниву". Говорят, что принадлежит идея "Нивы" председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину, который поручил ВАЗу и еще двум советским производителям создать легковой автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей.
"Когда работали над "Нивой", слова "кроссовер" не знали. Единой концепции у всех участников не было, - отмечает Валерий Семушкин. - Задание было - разработать автомобиль для сельской местности. Не для села, а для местности. Если бы для села, то, может быть, надо было сделать очередную "Волынь" - с брезентовым верхом". Семушкин скромно добавляет, что проектом "Нивы" он не гордится, а сожалеет, что не удалось что-то довести, доработать, сделать лучше.
Ехали медведи
Но сказать по справедливости, в "Ниве" была использована комбинация технических решений, новаторская для внедорожников того времени. Эта модель открывала новую эру полноприводных машин отечественного автопрома.
Неприхотливый достаточно комфортный внедорожный автомобиль понравился и иностранцам. За 40 лет выпуска на АвтоВАЗе и предприятиях-партнерах сделали 30 серийных и мелкосерийных модификаций "Нивы", в том числе пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей и даже был кабриолет. Были в истории внедорожника и уникальные проекты - от армейской амфибии до циркового автомобиля, на котором по арене ездили дрессированные медведи в цирке на Цветном бульваре.
Собирали "Ниву" также в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре, а продавали более чем в ста странах. Японцы даже в середине 80-х подарили главному конструктору вазовского внедорожника Петру Прусову рекламный проспект своей Suzuki Vitara с подписью "Крестному отцу этого автомобиля". Кстати, "Нива" была единственным советским автомобилем, продававшимся в Стране восходящего солнца.
"Нива" стала модной
19 лет "Ниву" на АвтоВАЗе делали под брендом Lada 4х4. А торговая марка "Нива" стала наполовину иностранной, совместное предприятие GM-АвтоВАЗ использовало ее для автомобилей "Шевроле". С прошлого года бренд вернулся АвтоВАЗу, и ее классическая версия теперь называется Lada Niva Legend.
Почти одновременно в 2021-м стартовали продажи новинки Lada Niva Travel - внедорожника, в основе которого концепция и конструкция Lada. Эта версия получила серьезный рестайлинг. Не обошлось и без критики. Технические особенности новинки, по сути, не изменились - мотор тот же. Автолюбители же хотели апгрейда. Внешне машина стала выглядеть более выразительно и современно. Начинка тоже "помоднела": появилась полноценная мультимедийная станция, камера заднего вида, подогрев лобового стекла, USB-порты и даже такие мелочи, как фиксаторы ремней на заднем диване.
Впрочем, новая версия не пришла на смену старой. Классическая версия внедорожника по-прежнему популярна среди тех, кто любит знать, что у автомобиля под капотом. Немцы говорят, что эта машина душевная, и называют ее "русским танком". Электроники в ней по минимуму, поэтому этот автомобиль в том числе для тех, кто любит дорабатывать, переделывать его под себя. Вот ведь как получается, "Нива" - это по любви, а не по расчету.
Это не сказки
В коллекции музея АвтоВАЗа есть три уникальные "Нивы". Во-первых, здесь можно взглянуть на отреставрированный автомобиль первого поколения. Во-вторых, последний приют в музее нашел экземпляр, 11 лет успешно проработавший в суровых условиях Антарктиды на российской станции Беллинсгаузен. Третья красотка экспозиции известна тем, что побывала в экспедиции на Тибетском плато в Гималаях и взяла высоту в 5726 метров. Ее "сестры", кстати, поднимались также на Эверест и Фудзияму.
Интересные факты о "Ниве"
- По одной из версий, автомобиль назвали в честь дочерей ведущего конструктора внедорожника Петра Михайловича Прусова - Натальи и Ирины, и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Сергеевича Соловьева - Вадима и Андрея.
- Стоила первая "Нива" прилично - 900 рублей, на 600 рублей дешевле представительской "Волги". Но достать автомобиль было практически невозможно, поскольку большая часть уходила на экспорт.
- В 1978 г. "Ниву" признали лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. В 1979 г. автомобилю был присвоен Знак качества СССР.
- В Антарктиде "Нива" наездила 11 800 км по абсолютному бездорожью при температуре до -54 градусов.
- "Нива" была звездой мирового автоспорта и призером многих ралли, в т.ч. "Париж - Дакар", "Камерун", "Алжир", "Ралли Фараонов", "Маквей-1000" и других. После этих побед европейские продажи машины увеличивались.