Первым ценный груз получил Государственный Эрмитаж, а на следующий день - московские музеи. Корреспонденты "РГ" побывали на процедуре распаковки экспонатов.
То, что произошло на финско-российской границе - прецедент, который заставит задуматься о международном культурном обмене. Причем не только российские музеи, но и европейских коллег. Такое мнение выразила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: "Эта ситуация дает основания полагать, что такое может происходить и далее. До этого инцидента все были уверены, что подобное невозможно".
Машины, которые везли экспонаты из российских собраний, участвовавшие в трех зарубежных выставках, простояли на границе почти неделю. Однако специальное разъяснение по этому поводу дала Еврокомиссия. В нем четко сказано, что к культурному обмену санкции отношения не имеют.
- Конечно, это задержание вызвало у всех серьезную тревогу и обеспокоенность, - продолжает Зельфира Трегулова. - Но, с другой стороны, мы понимали, что никаких юридических оснований эти действия под собой не имели, ведь наши экспонаты посчитали предметами роскоши и антиквариата! И спасибо, в первую очередь, юридической службе Эрмитажа, которая очень хорошо проработала этот вопрос и подтвердила абсолютную нелегитимность произошедшего. Максимально содействовали Посольство России в Финляндии и Министерство культуры РФ.
В Третьяковку вернули три полотна. Все они отсутствовали более трех месяцев, поэтому сверка состояния сохранности - так официально называется процедура - была особенно пристальной. Первой из плотно запечатанного музейного ящика вынули "Красную площадь" Кандинского - небольшую картину, которая где только за свою жизнь не побывала (об этом рассказывают многочисленные стикеры на ее тыльной стороне), но в такое приключение попала впервые. Хранители и реставраторы детально - с фонариком и лупой - осмотрели шедевр и заверили: он вернулся домой в том же состоянии, в котором уехал.
Второй ящик - больше метра, в нем - "Заключенный" кисти Николая Ярошенко. При транспортировке Третьяковка использует свой метод обеспечения безопасности - картину упаковывают в специальный конверт, а само полотно переворачивают так, чтобы стекло касалось не рисунка, а обратной стороны холста. Уже на месте его вставляют в раму как положено.
Еще одна картина принадлежит Музею-заповеднику "Абрамцево", но на выставку в итальянскую Удину она отправлялась вместе с экспонатами Третьяковской галереи - это "Видение отроку Варфоломею" Михаила Нестерова. На свое место она вернется сразу же - "ее очень ждут", рассказывают в Абрамцево. А вот Кандинский и Ярошенко займут свои места в основной экспозиции после небольшого "отдыха".