Двигатель начал потеть маслом. Куда смотреть и что делать?
Характерные подтеки на блоке или на фронтальной части двигателя хорошо знакомы владельцам еще советских автомобилей. Фактически такое "запотевание" было для "Жигулей", "Волг" и "Москвичей" едва ли не нормой и лечилось заменой прокладки ГБЦ, утратившей эластичность. Сказывалось отсутствие качественных уплотнительных материалов на рынке автокомпонентов.
У современных отечественных машин и иномарок проблема потения двигателей уже либо редкое исключение, либо знак того, что с мотором что-то не в порядке. Чаще всего к такому дефекту сегодня приводят неисправности, вызывающие ухудшение вентиляции картера. Для справки - в современных инжекторных двигателях предусмотрено, как правило, два канала разного сечения, которые отводят картерные газы. Фильтры и сетки прежде всего более узкого канала, выводящего картерные газы на холостых оборотах двигателя в ряде случаев забиваются шлаками.
Давление картерных газов в результате повышается, и смазка начинает просачиваться через сальники и прокладки. И, кстати, помимо загрязнения корпуса двигателя на возникшую проблему укажет начавшийся "масложор", который опытный водитель обязательно заметит.
Правда и то, что вероятность засорения системы вентиляции картерных газов возрастает по мере износа двигателя. В ряде случаев масляные отложения могут добраться до впускного коллектора и забить дроссельный патрубок, а это может привести к тому, что мотор начнет работать с перебоями, обороты начнут плавать и падать после сброса газа. Решить возникшую проблему можно демонтажем и очисткой системы вентиляции, и эта процедура, увы, недешевая, поскольку нередко приходится снимать много деталей и узлов, в частности радиаторы охлаждения.
Если же у двигателя сильно изношена цилиндропоршневая группа, добиться нормальной вентиляции выхлопных газов одной лишь чисткой системы вряд ли получится. Здесь нужно будет думать уже о крупном ремонте с заменой колец и маслосъемных колпачков. Кстати, проверить, изношена ли цилиндропоршневая группа, можно не только на сервисе, но и в гараже - открыв маслозаливную горловину и временно установив вместо ее крышки обычную картонку. Если на холостых оборотах (до 1 000 об/мин) такая "заплатка" не будет колебаться и подпрыгивать, то количество выхлопных газов, прорывающихся в масляную систему, - в норме.
Конечно, имеются и другие причины "масляного тумана" - от банального перелива смазки (лечится откачиванием лишнего масла из двигателя), или, скажем, использования неподходящего типа лубриканта, течи масла из-под масляного фильтра (причиной может быть затяжка фильтра без специального ключа), а также подтекающих сальников коленчатого вала и поврежденного поддона картера. К слову, ресурс переднего сальника намного короче, чем заднего. Первый обычно меняют вместе с заменой цепи или ремня ГРМ, то есть при пробеге в 100-120 тыс. км.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов такие частные случаи, как эксплуатация машины под большими нагрузками (высокие обороты, сильная жара и т.д.), также вызывающие масложор и в ряде случаев - "масляный туман". Что же касается "древних" отечественных моделей и иномарок тех же "бородатых" времен, проблему подтекания масла здесь нужно искать непосредственно в прокладке клапанной крышки.