Производителям цемента не хватает самосвалов и экскаваторов

Отечественные производители цемента готовы полностью снабжать им российские стройки. Однако из-за необходимости ввоза импортного оборудования ситуация может осложниться.
Аркадий Колыбалов

В прошлом году резкий рост потребления цемента из-за строительного бума привел к его дефициту в некоторых регионах, отмечали в минпромторге. При этом в России есть законсервированные цементные производства, которые можно вернуть в оборот за 7-18 месяцев.

Осложнить расширение производств сейчас могут санкции и нехватка импортного оборудования. В отечественной цементной отрасли в последние годы была сложная ситуация, отмечал научный руководитель НИИ строительных материалов и технологий НИУ МГСУ Андрей Пустовгар. Несколько лет назад повысились экологические требования к производствам, ряду предприятий требуется модернизация, а спрос на цемент в последнее время падал из-за изменения технологий строительства.

В 2021 году в России произвели более 60 млн тонн цемента, импортировали - всего 1,6 млн тонн. "Цементное бизнес-сообщество готово к выполнению поставленных правительством задач по реализации крупных инфраструктурных проектов, росту объемов строительства жилья и социальных объектов", - заверяют в Союзе производителей цемента "Союзцемент". Однако отечественное оборудование для отрасли по ряду позиций либо отсутствует полностью, либо уступает импортным аналогам по производительности и другим характеристикам, отмечают эксперты.

К примеру, в России не производятся фильтры высокой эффективности для очистного оборудования, оборудование для лабораторий. Нет отечественных гидравлических экскаваторов, а также комплектующих к ним. Не существует российских карьерных самосвалов грузоподъемностью 40 тонн и выше, бульдозеров класса свыше 25 тонн. Не разрабатываются современные устройства для сжигания топлива, оборудование для помола цемента. Производство динамических сепараторов для цемента было развернуто в середине 1960-х годов, с конца 1980-х производство отсутствует, новые разработки не ведутся, отмечают в союзе. Мелющие тела для сырьевых и цементных мельниц производятся по технологиям середины 1950-х годов. Химические добавки для бетонов импортируются из Европы. Российские высоковольтные электродвигатели в 2-3 раза больше импортных по габаритам и в пять раз дороже азиатских.

В связи с этим необходима программа импортозамещения в цементной промышленности, считают в "Союзцементе". Необходимо, например, создать НИИ цементной промышленности для разработки нового оборудования, на год отменить пошлины на ввоз оборудования, считают производители. Ряд мер уже принят, подчеркивают эксперты: на некоторое оборудование введены нулевые пошлины, запущена Биржа импортозамещения с базами санкционных товаров и импортозамещающей продукции.