20.04.2022 11:36
Поделиться

Спектакли из программы "Маршака" можно увидеть в Воронеже и Твери

Детский театральный фестиваль в Воронеже завершился, но некоторые постановки продолжают идти в Центральной России. Участие в "Маршаке" - это в каком-то смысле знак качества. Так что те, кто побаивался ходить в театр с ребенком или самостоятельно, могут довериться выбору кураторов и открыть для себя добротные спектакли, сделанные в родном городе.
Андрей Парфенов

Так, в Тверском ТЮЗе идет "Гензель и Гретель" по мотивам сказок братьев Гримм - номинант национальной детской премии "Арлекин". Режиссер Екатерина Гороховская поставила добрый, традиционный, без экспериментов и особенных изысков спектакль. В нем, конечно, есть элементы страшилки: дорога по лесу превращается в заколдованный круг, из реки выныривают русалки, пряничный домик оборачивается клеткой, - но они не слишком спекулируют на впечатлительности юных зрителей. Ночные кошмары их мучить не будут. Зато, возможно, будут волновать вопросы, которые можно обсудить с родителями: например, почему самые близкие и любимые взрослые могут поступать с детьми плохо и можно ли их за это простить.

- Иногда тебе кажется, что ты совсем один в этом мире, что ты никому не нужен и надежды нет. Но надо идти вперед, пробираясь сквозь чащу. Потому что, только когда идешь, ты можешь выйти к свету. А главный вопрос спектакля, обращенный ко взрослым, - что мы делаем со своими детьми? - объяснила Гороховская.

Воронежский театр драмы имени А. Кольцова показывал на "Маршаке" спектакль по произведениям Григория Остера. "Человек с детским акцентом" - тоже страшилка, но другого рода: пародийная, вроде вечерних лагерных рассказов про черную-черную руку. Абсурдные (а может, и не очень) истории из цикла "Школа ужасов" про охранника, который любил откручивать головы, или первоклассника, который пил кровь учителей, или загадочного ребенка, который разрушал все на своем пути силой взгляда, веселят и детей, и их сопровождающих. Режиссер Владимир Петров связал эпизоды фигурой пожилого человека, от испуга разучившегося выговаривать "р" и другие взрослые буквы. Стараниями молодых артистов он, конечно же, пугается вновь - до такой степени, что обретает дар нормальной речи. Чтобы погрузить публику в атмосферу условного беззаботного детства, не привязанного ко времени, постановщики одели персонажей в первом действии в невероятные костюмы кричащих цветов, а актерам дали вволю набегаться и набаловаться. Выглядит это местами странно и беспомощно, но затем действие набирает обороты - остается "только небо, только ветер...", ироничная усмешка и легкая грусть от того, что жизнь бывает страшнее любого школьного ужастика.

Отчасти о том же - "Битвы по средам", которые идут в Воронежском ТЮЗе. Об этой работе "РГ" уже рассказывала: спектакль о взрослении на фоне войны во Вьетнаме по популярной американской книжке поставил Георгий Цнобиладзе. Даже не зная исторического контекста, который существенно обогащает восприятие, подростки могут увидеть в сюжете понятные им проблемы: отношения со сверстниками и настырными учителями, поиск гражданской позиции, первая любовь...

Подростки могут увидеть в сюжете понятные им проблемы: отношения со сверстниками и учителями, первая любовь...

К современной юношеской литературе обращается и Виктория Шаламова в негосударственном "Новом театре". "Рыбы не тают" по повести голландского писателя Жефа Артса - попытка показать драму ребенка, который оказывается взрослее своих родителей. Мать поглощена своими делами, отец - депрессией. Старший брат одержим жаждой действий - думает, что клубок семейных трудностей можно разрубить одним решительным ударом. А юный Матти стоит "один меж них" и решается на маленький подвиг во имя милосердия. Минимум декораций, которые трансформируются в зависимости от поворотов сюжета, изящные фигуры аквариумных рыбок. И - дробь чечетки в ключевые моменты: в ней и стук зубов на морозе, и нервное напряжение, и, возможно, ход времени.

Ну а те, кто хочет приобщить детей к музыкальному театру, могут сводить их в Воронеже на оперу "Дитя и волшебство" (режиссер - Андрей Цветков-Толбин). Музыка Равеля довольно сложна, запомнить и напеть дома арии понравившихся персонажей вряд ли получится. Впрочем, главного героя - непослушного мальчишку - в опере окружают говорящие часы, пуфы и лягушки, декорации и костюмы сделаны яркими и объемными, помимо вокальных номеров есть и хореографические - так что скучать публике не приходится.