Как сообщил глава комитета Госдумы по безопасности, председатель Комиссии ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев, документ обобщает, конкретизирует и актуализует разрозненные нормы существующего законодательства в этой сфере.
Какие новшества предлагаются?
Появится единый понятийный аппарат и общий реестр иностранных агентов и физлиц, с ними аффилированных. Имеются в виду те лица, которые работали на иноагентов или получали имущественную помощь от них для осуществления политической деятельности.
Раньше было четыре реестра, теперь их соберут в один. Список будет опубликован в Сети.
Вводится также единый порядок исключения из реестра. То или иное физлицо может быть исключено из него, если более чем два года не работало на иноагента и не получало от него средств.
Гражданин может подать заявление с просьбой об исключении из списка, и в течение 30 дней оно должно быть рассмотрено. Также могут сделать юрлица и общественные объединения, но срок рассмотрения будет дольше в два раза. Будет проведена внеплановая проверка.
Кроме того, из реестра будут автоматически исключаться ликвидированные юрлица, прекратившие деятельность общественные объединения и физлица в случае их смерти.
Вследствие принятия закона иноагенты смогут не помечать часть своих текстов специальной маркировкой о своем "агентском" статусе. Маркировка не нужна будет в личных постах в соцсетях. Но она необходима будет для материалов, которые распространяются в рамках деятельности иноагента.
Кроме того, иноагентам хотят запретить инвестировать в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. К таким сферам, в частности, относятся: производство вооружений, авиация и космонавтика, разведка и добыча полезных ископаемых.
Иностранный агент будет не вправе получать государственную финансовую поддержку.
Иноагентам запрещается вести преподавательскую, просветительскую и воспитательную работу с несовершеннолетними в РФ, а также производить информационную продукцию для детей и подростков.
Как заявил Василий Пискарев, деструктивная деятельность в отношении детей "должна решительно пресекаться". Пискарев добавил, что решение поддерживают, в частности, родительская общественность и педагоги.
Физические лица, включенные в реестр, не могут быть назначены на должности в органах публичной власти, быть членами избиркомов. Включение в реестр может являться основанием для отказа в допуске к гостайне.
Кроме того, иноагенты не смогут участвовать в выборах, в том числе вести агитацию и вносить пожертвования в избирательные фонды. Им запрещается организация публичных мероприятий. Политическим партиям будет запрещено проводить сделки с иноагентами.
Иноагенты также исключаются из госзакупок, не смогут получать государственную поддержку.
Сохраняется отчетность. Раз в полгода иностранные агенты будут обязаны публиковать в интернете или предоставлять СМИ отчет о своей деятельности.
Вводится норма о блокировке. Минюст РФ сможет направить запрос Роскомнадзору об ограничении доступа к сайту иностранного агента при нарушении им законодательства на эту тему.
Уточняется, что иностранными агентами не могут быть признаны органы публичной власти РФ, государственные компании, госкорпорации, а также лица, подконтрольные им. Иноагентами также не могут быть признаны религиозные организации и политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев:
"Если посмотреть на предысторию нашего законодательства об иноагентах, то можно увидеть, что мы не изобретали велосипед. За основу взяли опыт наших заокеанских "партнеров". В США еще с конца 30-х годов действует закон FARA, который достаточно жестко ограничивает иностранное влияние в стране. Скажу честно, наши требования к иноагентам и ответственность за нарушения не такие жесткие, как в США и других странах. Главная цель введения нашего законодательства об иноагентах все же не запретительная, не репрессивная, а в первую очередь информационная, направленная на обеспечение прозрачности их деятельности.
Если данная деятельность иноагента не противоречит российскому законодательству, но опирается на поддержку извне, наше общество имеет полное право знать об источниках иностранного вмешательства во внутриполитические дела страны. Извольте информировать о своем статусе и маркировать свою продукцию. Если же имеет место нарушение наших законов, то здесь вступают в действие уже другие механизмы, и противоправная деятельность должна быть пресечена.
К сожалению, прикрываясь благими намерениями, под видом учебных пособий в наши школы пытаются продвигать деструктивный контент.
Вот один из примеров, когда организация - иностранный агент разработала для российских школьников учебное пособие "Азбука антикоррупционера". Идея благородная, но наши иностранные "доброжелатели" преследуют совсем другие цели, снабдив пособие для школьников отсылками к экстремистским ресурсам. Такое "просвещение" нам не нужно".