В Беларуси и России "обновляют" Правила дорожного движения

Александр Корольков
Через полгода в Беларуси значительно поменяются Правила дорожного движения. Это предусмотрено принятым недавно президентским указом. В России с этого года также вносится ряд изменений в ПДД, хотя они и не такие масштабные. К чему нужно быть готовым белорусским и российским водителям? "СОЮЗ" изучил важнейшие новации.
Как в Беларуси

1. Тем, кто передвигается по городу на электросамокатах, сигвеях и прочих средствах индивидуальной мобильности (СИМы), предстоит серьезно пересмотреть свое поведение на дорогах. В частности, пояснили в Госавтоинспекции, передвигаться на таких устройствах разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии - по тротуару, пешеходной дорожке или обочине, не превышая скорость 25 км/ч.

Водителю должно быть не менее 14 лет (это требование не распространяется на жилые и пешеходные зоны). В любом случае не должны создаваться преграды для пешеходов. Кстати, в Минске электросамокаты можно оставлять на охраняемых парковках для автомобилей.

2. Для водителей привычного автотранспорта вводится дорожный знак "Зона с ограничением максимальной скорости движения". Такие появятся, например, в зонах плотной жилой застройки. Или в Старом городе в Минске, территорию которого люди подсознательно воспринимают как пешеходную зону. Там может вводиться ограничение в 10, 30, 40 км/ч в зависимости от ситуации. Однако нужно быть внимательным, поскольку ограничение не касается дворов. Там, как и раньше, скорость не должна превышать 20 км/ч. Новые знаки будут находиться у въезда на определенные территории.

3. На автомагистралях повышен разрешенный предел скорости движения. Если сейчас для автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны он составляет 110 км/ч, а на остальных дорогах - не более 90 км/ч, то с введением новых правил на автомагистралях и дорогах вне населенных пунктов мотоциклы, легковые автомашины, грузовики массой не более 3,5 т смогут мчаться до 120 км/ч, а для автобусов установлен предел в 100 км/ч.

4. Если остановит инспектор ГАИ, шоферу достаточно будет иметь при себе всего два документа - водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт). А страховку, подтверждение пройденного техосмотра можно оставить дома. Ведь сегодня инспекторы могут проверить наличие этих документов удаленно, пояснили в ГАИ. Необязательно возить и медицинскую справку, ее также могут проверить онлайн.

5. Уточняется порядок пропуска пешеходов на переходах. Теперь расстояние между транспортным средством и приближающимся человеком должно составлять не менее двух полос движения (при их наличии). Лишь в этом случае водитель сможет продолжить движение без штрафных санкций.

6. Новая редакция ПДД запрещает возить на мопеде и мотоцикле пьяных (кроме как в боковом прицепе). Пассажиры с признаками подшофе по требованию сотрудников ГАИ будут обязаны пройти освидетельствование.

7. Во многих странах транспортные средства и днем обязаны ездить с включенным ближним светом. В Беларуси отныне узаконены два периода (с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября), когда водители обязаны соблюдать это правило.

8. Новации коснутся и велосипедистов. Вне населенных пунктов в темное время они должны ездить в одежде со световозвращающими элементами (за исключением велодорожек). Пересекать проезжую часть можно лишь по велопереезду или велодорожке, а при их отсутствии - по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий пешеходам. При этом спешиваться необязательно.

Отличий в ПДД России и Беларуси немного, и они не касаются принципиальных моментов. Но лучше про них знать. Фото: Александр Корольков
Как в России

Отличий в Правилах дорожного движения России и Беларуси немного, и они не касаются каких-то принципиальных моментов. Самое, пожалуй, главное - в том, что нештрафуемый порог превышения скорости в Беларуси не 20 км/ч, как в России, а всего лишь десять. Поэтому надо внимательнее следить за показаниями спидометра. Тем более что штрафы за превышение скорости на белорусских дорогах больше - превысили на 11 километров в час разрешенный скоростной лимит и будьте добры заплатить около 900 российских рублей. Превышение на величину от 20 до 30 км/ч облегчит кошелек уже на сумму до 2,7 тыс. рублей.

Еще одним отличием является разница в поведении водителей на круговых перекрестках и вообще на перекрестках. В российских ПДД поворачивать на круговой перекресток можно только с крайней правой полосы, в то время как в Беларуси - с любой. Очень правильным является полный запрет на обгон на перекрестках, в этом случае в Беларуси с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения пошли дальше, так как в России обгон разрешен, если автомобиль при этом едет по главной дороге.

В Беларуси, в отличие от России, когда пропускаешь спецтранспорт с включенной сиреной, нужно не просто принять вправо, а остановиться у обочины

Кстати, нужно знать и о том, что, в отличие от России, в Беларуси нужно не просто принять вправо и пропустить автомобиль с включенным красным проблесковым маячком и сиреной, а остановиться у обочины. В этом случае лучше не шутить, так как подобное нарушение - одно из немногих в белорусских ПДД, за которое может грозить административный арест.

Внимательным надо быть и в городе. Так, в отличие от России, где можно остановиться в пределах пяти метров от границ перекрестка, для Беларуси эта зона увеличена втрое и составляет 15 метров.

Есть и другие небольшие отличия, несоблюдение которых, впрочем, не всегда фиксируется как нарушение, часто инспекторы ограничиваются обычным предупреждением. Так, например, на дорогах Беларуси запрещена остановка на обочине, но на практике это соблюдается не так часто. И в случае ДТП знак аварийной остановки нужно устанавливать не ближе чем в 40 метрах от аварии, в то время как в России достаточно и 30 метров.

Правила дорожного движения всех государств, входящих в так называемую Венскую конвенцию, а их более ста, примерно одинаковы, напоминает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

"Незначительные отличия касаются дорожных знаков и других первостепенных различий. При этом тот самый пресловутый нештрафуемый порог скорости, значение которого в России и Беларуси отличается, прописан не в ПДД, а в КоАП, которые у нас отличаются друг от друга. В целом наши правила вполне самодостаточны и не сильно отличаются друг от друга", - резюмирует эксперт.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться