Российские бренды все чаще открывают офлайн-магазины в Москве и регионах. Сейчас локальные ретейлеры занимают до 15% в крупных московских торговых центрах, сообщает Knight Frank.
Лидерами по количеству магазинов в стране стали компании Melon Fashion Group (ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC, Sela) с магазинами в более чем 100 городах, Island Soul - 59 магазинов в 33 городах, Pompa - 43 магазина в 26 городах, 12 Storeez - 45 магазинов в 17 городах.
Самые популярные локации для российских компаний на офлайн-рынке - мультибрендовые дизайнерские пространства в виде корнеров, островков и pop-up-пространств. Такой формат дешевле, а трафик выше, чем в монобутиках. Также пользуются спросом шоу-румы в формате стрит-ретейла, причем на самых дорогих улицах столицы.
Среди 350 российских ретейлеров, исследованных экспертами, большую часть составляют представители сегмента "одежда и обувь" (83%), "ювелирные украшения/бижутерия" (6%) и "нижнее белье" (3%). При этом половина всех российских марок относится к среднему ценовому сегменту, а 28% - к сегменту "выше среднего", 10% - "ниже среднего". На масс-маркет приходится всего 2%. Это связано с тем, что продукция известных брендов масс-маркета отшивается в странах третьего мира, а объемы производства и доля их присутствия на рынке значительно выше дизайнерских марок одежды, которые работают по принципу slow fashion ("медленная мода").
73% исследованных брендов происходят из Москвы, 16% из Санкт-Петербурга, 3% из Екатеринбурга. Есть также бренды из Казани, Ростова-на-Дону, Уфы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Томска и других городов.
Игроки среднего и малого уровней, как правило, не вполне ориентируются в управлении бизнес-процессами, поэтому развивать российскую фэшн-индустрию им сейчас непросто, отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева. Большинство отечественных брендов сейчас столкнулись с проблемами доставки и дефицита сырья.
"Российским дизайнерам потребуется около 2-3 лет, чтобы увеличить объемы производства, в том числе отработать альтернативные логистические цепочки и выстроить отношения с новыми поставщиками материалов и фурнитуры", - говорит она. Государство и многие собственники коммерческой недвижимости сейчас разрабатывают программы поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе популяризации российской моды, добавляет эксперт. Однако заменить всех арендаторов, которые уходят с рынка, у российской фэшн-индустрии вряд ли получится, считает Хакбердиева.