Мораторий - это своеобразное лекарство для экономики от негативного влияния кризисных явлений. Об этом в разговоре с "РГ" рассказал партнер компании Rights Business Standard Дмитрий Емельянов. Однако, по словам эксперта, как и любое лекарство, эта мера несет в себе и ряд побочных эффектов для компаний. Так, под действием моратория они лишаются права выплачивать дивиденды, доходы по паям, распределять прибыль среди участников, производить зачеты и т.д. "Поэтому вполне очевидно, что те компании, которые "твердо стоят на ногах", не захотят ощущать на себе действие побочных эффектов моратория", - уверен собеседник "РГ".
При этом необходимо понимать, что в целом число тех, кто отказался от применения к себе моратория, относительно невелико. Так, статистика ФНС говорит, что по состоянию на 1 мая этого года в России зарегистрировано более 3,2 млн юрлиц, в том числе больше 2,6 млн коммерческих организаций. Тем не менее с такими заявлениями выступили многие крупные игроки: например, "Сибур", Beluga Group, "Лукойл", МГТС и "Алроса".
Как отметил руководитель департамента взыскания ФК "Содружество" Илья Афанасьев, большая часть компаний, отказавшихся от моратория на банкротство, - это киты нашей экономики: банки, головные компании холдинга и прочее. "Они представлены на фондовом рынке, но действие моратория не дает им возможности выплачивать дивиденды, а это понижает стоимость их акций на бирже. Кроме того, важна и репутационная составляющая: отказ от моратория - это сигнал о том, что компания устойчива и ей можно доверять", - рассказал эксперт.
Об этом говорит и практика применения моратория в период пандемии COVID-19. "Этот опыт показывает, что от моратория отказываются компании, уверенные в своем финансовом положении и своем будущем (в том числе уверенные в государственной поддержке или в открывающихся в кризис новых позитивных перспективах), а также в возможности договориться с основными кредиторами", - отметил и.о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА "Муранов, Черняков и партнеры" Олег Москвитин. По его словам, это означает, что как минимум для основной части отказавшихся от иммунитета компаний риск появления обоснованных заявлений о банкротстве невелик.
Дмитрий Емельянов согласился с такой оценкой и подчеркнул, что перед принятием подобных решений крупные игроки, как правило, адекватно оценивают свою способность отвечать по обязательствам и не склонны идти на необдуманные действия. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что указанные крупные компании, отказавшись от применения моратория, станут жертвами собственных решений.