Судя по кадрам, снятым российскими военкорами, нацистский полк "Азов" - именно они, а не сполна хлебнувшие войны морские пехотинцы и прочие подземные обитатели - сдавался в плен организованно, как будто проходил таможенный и пограничный контроль в аэропорту. Не истощенные и вполне упитанные, фотогеничные бородачи покорно раскрывали увесистые рюкзаки, давали себя обыскать, а некоторые даже как будто демонстрировали лицом недовольство этой процедурой. Не хватало только скандалов в зоне досмотра и драк за место в очереди. Лишь немногие, приоткрывая однозначно трактуемые росписи на теле, кажется, застеснялись их, до того в разных ракурсах зафиксированных в социальных сетях. Только здесь и сейчас, на виду у разрушенного ими города, кажется, к ним начало приходить осознание, что татуировка может стать уликой и составом преступления, "ошибкой молодости" - как они наверняка назовут ее на допросе, которую уже не стереть ни мылом, ни пемзой.
У такого поведения есть единственное объяснение – все с ними произошедшее и ими совершенное, они воспринимали как игру, где они и только они супергерои и победители. Это следует из самой природы "Азова", где хватает тех, кто пришел в нацизм из футбольных фанатских клубов, страйкбола и пейнтобола, компьютерных шутеров. Везде ключевое слово - "игра", которую можно закончить нажатием клавиши, перезагрузить, где бесконечное количество жизней, результат которой, наконец, можно оспорить.
Этим, наверное, и были надиктованы призывы изуверов об "экстракции" из подземелий "Азовстали" к генсеку ООН, президентам и парламентам, Папе Римскому и жюри конкурса "Евровидение". Они взывали к арбитрам, судьям, лайнсменам, модераторам, жюри, ко всем тем, кто, как им казалось, даст свисток, обнулит результат, отправит в раздевалку, зарегистрирует новый игровой аккаунт. Возможно, даже сдавшись, они продолжают верить капитану своей команды, президенту украинской нацистской лиги Зеленскому, знатному игроку в КВН, что не сегодня-завтра их обменяют на некие юниты и артефакты, и жизнь как игра продолжится. Именно в этом - что для них ничего не кончено, и призеры Каннского фестиваля вместе с организаторами Уимблдонского турнира мысленно с нацистами из "Азова" - сегодня убеждают украинцев их СМИ, слившиеся указом Зеленского в "единое вещание".
Для людей, играючи убивавших детей, женщин и стариков, есть плохая новость: Россия, Донецкая и Луганская народные республики, армия и ополченцы не признают правил, надуманных себе нацистами, а тем более не играют по правилам хозяев их "игрового клуба". Они вообще не играют, и за каждый разрушенный дом, за каждого ограбленного, убитого и замученного обязательно последует суровое наказание, которое, к слову, в республиках Донбасса, не признанных Европой, но тем не менее существующих вне виртуальной реальности, предполагает и смертную казнь.
Сдавшийся "Азов" - об истории которого, его месте и роли в новейшей украинской мифологии будет еще рассказано - слишком контрастирует с бойцами ВСУ, которым повезло попасть в плен, а не лежать без погребения в лесопосадках и полях Донбасса. Мобилизованные или пошедшие служить по контракту, молодые, средних лет и совсем уже пожилые, до скрупулезного расследования биографий и деяний они вызывают только жалость своим изможденным и потерянным видом. В их историях даже при поверхностном взгляде есть много общего - покорность злой судьбе, которая угораздила родиться и жить на Украине, духовная и бытовая нищета, уравнявшая мир и войну и заставившая лезть в окопы за жалование экспедитора сетевого ресторана. Они уже не получат обещанные Зеленским 100 тысяч гривен в месяц (3 тысячи долларов США), сумму в шесть-семь раз превышающую жалование бойцов ВСУ до 24 февраля, как и те "вояки", что еще не побывали в бою, который для многих станет последним по злой воле выбранного актера, играющего президента и верховного главнокомандующего.
Последнее, о чем думает Зеленский сегодня, - это жизни и благосостояние голосовавших за него граждан. Головкой непокорной он уже вознесся на обложку журнала Time и эстонские сборники кроссвордов, стал героем комиксов и на том же балтийском взморье воплотился в виде песочной статуи Свободы. Скоро он будет виртуально присутствовать на открытии премии "Оскар", а дальше, как знать, получит собственную звезду на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе. Его биография мирового комика, безусловно, уже состоялась, но исключительно "на удаленке". На рабочем месте, в отведенной ему стране, Зеленский сегодня выстроил идеальное антигосударство, нацистскую диктатуру и воровской притон в едином сюжете.
За три месяца Украина, и при его предшественнике Порошенко не являвшаяся витриной демократии, откатилась по исторической шкале на три века назад, в давно не встречавшуюся на европейском континенте простоту нравов. Сегодня здесь не работают правоохранительные органы: привязанные скотчем к столбам люди, вне зависимости от наличия или отсутствия какой-либо вины - стали обыденной деталью пейзажа украинских городов, а бытовые преступления попросту не расследуются, потому что каждый первый грабитель на поверку оказывается "ветераном АТО" и завзятым патриотом, что автоматически обнуляет всякую вину. Автомат в руках - а раздавались они без учета и счета - стал обыденным элементом городского пейзажа даже в сотнях километров от линии фронта, что сильно роднит современную Украину с такими же формально "демократическими" и столь же отсталыми странами как, например, Гаити. Неправильное произношение слово "паляныця" может стоить русскоязычному гражданину Украины жизни, что не раз случалось в Мариуполе, не говоря о проявлении симпатий к России. Бригады карателей, вроде харьковской группировки "Кракен", уже прямо отчитываются в социальных сетях о совершенных убийствах нелояльных Зеленскому и Бандере сограждан. Украинские СМИ бравурно сообщают об операциях против людей, позволивших себе опрометчивый "лайк" в социальных сетях, которые провел спецназ СБУ. И никого ничего не смущает: скатывание в феодализм и архаику воспринимается внутри страны как должное, выпущенные наружу и подпитываемые сонмом экспертов демоны признаются своими, коль скоро они против "москалей". Варварство и культ смерти захватили Украину в полном соответствии с огрызками мыслей идеологов хуторского нацизма, и всем этим диким вертепом верховодят люди, видящие эту трагедию как самое бюджетное шоу в своей карьере.
С этой точки зрения - искренности заблуждений, предательства и природной злобы - их нельзя сравнить ни с Мазепой, ни с Петлюрой, ни, быть может, даже с Бандерой. Общим местом будет напоминать, что проповедник войны "до последнего украинца" Арестович исполнял в российских сериалах эпизодические женские роли и, в пору своей работы на Порошенко, признавался в том, что лгал напропалую о победах "украинского оружия".
Точно так же он врет сегодня, и самое страшное - у него есть, и никуда не девается, миллионная аудитория. Советник президента по политическим вопросам Михаил Подоляк, бывший подобострастный писатель пресс-релизов при Александре Лукашенко, а потом и при Викторе Януковиче, предавший их обоих, сегодня пророчит победоносную войну Зеленскому, отказываясь от переговоров с Россией. Бывший управляющий магазином люксовой одежды Андрей Ермак, провинциальный рекламист Кирилл Тимошенко, всплывшие из ниоткуда, а точнее - с "майдана", губернаторы и главы "военно-гражданских" администраций, продвинутые в исполнительную власть и на должности мэров мелкие управляющие украинских олигархов, и, конечно, "квота посольства США" из активистов и волонтеров – эти человеческие отбросы олицетворяют сегодня Украину. И точно так же играют в войну с Россией, как нацисты из-под "Азовстали" и их заокеанские хозяева.
Забавно, но они тоже рассчитывают выиграть в этой игре "в Украину". Не зря уже ходят слухи о британском гражданстве, полученном Зеленским, Ермаком, Подоляком и членами их семей. Что касается информации об уже накопленных миллиардных состояниях и суточных доходах в десятки миллионов долларов, то можно засечь время, когда об этом заговорят и на Западе. Предположим, когда войска России и республик Донбасса перейдут на правый берег Днепра. Ведь хозяева Зеленского и компании тоже ведут геополитическую игру, и все эти надутые их СМИ информационные пузыри или тихо сдуваются, или громко лопаются, когда в них отпадает надобность. Так же легко блокируются и миллиардные счета - опыт украинского экс-премьера Павла Лазаренко и свежие злоключения возомнивших себя "гражданами мира" постсоветских олигархов здесь пример.
Капитуляция нацистов из "Азова" - не решающий и не последний шаг на пути к окончательной денацификации и возрождения юго-западных окраин России. Она не произойдет по мановению руки, и тот же "Азов", помимо нацистских группировок помельче, дал ветвистые метастазы в виде партии "Национальный корпус" (запрещен в России). Российскому обществу и экспертным кругам еще предстоит оценить глубину экономической, политической, гуманитарной и нравственной катастрофы, переживаемой сегодня бывшей самой развитой и цветущей республикой СССР. Точно также подбивать баланс придется и заигравшемуся "в Украину" коллективному Западу. Сдача в плен их любимых и обласканных самим Папой Римским пешек - ясный сигнал о переходе ведомой ими партии в эндшпиль. А впрочем, всякие правила и игровые термины не применимы к Украине с 2014 года, когда в Одессе и на Донбассе пролилась первая кровь невинных, и все стало всерьез.
На рассмотрение Верховной Рады Украины подан, и тут же отозван законопроект, разрешающий убийство бойцов Вооруженных сил Украины (ВСУ) их командирами при неисполнении приказа или самовольном оставлении позиций. Такую поправку к Статуту внутренней службы ВСУ - воинскому уставу - придумала партия Зеленского "Слуга народа".
Граница между жизнью и смертью описывается всего в шести словах: "при этом не причиняя смерти военнослужащему". Именно их предлагается изъять из статьи 22-1 Статута, описывающей способы пресечения уголовных преступлений в военное время. Таким образом, бойцы ВСУ на передовой полностью отдаются во власть командиров и буквально делаются их заложниками, которых по закону можно убить. Автор поправки - депутат Марьяна Безуглая, бывшая медсестра, волею Зеленского вместе с комиками, парикмахерами и свадебными фотографами попавшая в парламент. Вне официальных мероприятий даже коллеги по фракции называют Марьяну не Безуглой, а "Безумной". Зато она начала делать фото в камуфляже задолго до начала российской спецоперации и поэтому считается ценным кадром: ей офис Зеленского поручает озвучивать те безумные инициативы, которые не решаются вбросить в публичное поле даже Арестович и Подоляк.
В этом случае многие на Украине уже обратили внимание, что инициатива Безуглой выходит за рамки действующего моратория на смертную казнь, грозит массой злоупотреблений, делает командиров безнаказанными, открывает широкое поле для сведения счетов и окончательно превращает ВСУ в сборище банд типа ОУН-УПА (запрещены в РФ), где царили именно такие порядки. Поэтому, после начала обсуждения некоторые коллеги Безуглой предположили, что ее поправка может быть снята с рассмотрения и действительно отложили документ.
Но, как уже было замечено, что у Зеленского на уме, то у Безуглой на языке. Проблемы с дисциплиной и боевым духом в ВСУ масштабные и всем заметные. Военкоматы не ломятся от желающих ехать на Донбасс, патрули раздают повестки третьей волны мобилизации в очередях на заправку и на выходе из супермаркетов. Практически ежедневно появляются коллективные обращения-жалобы от боевиков с отказом воевать. Наконец, сдача в плен самых мотивированных и разрекламированных боевиков из подземелий "Азовстали" серьезно повлияла на моральное состояние их коллег в окопах. Поэтому ни сегодня-завтра, но инициатива безумной Марьяны будет в том или ином виде претворена в жизнь: если не законом, то секретным циркуляром.
Но пока до расстрелов не дошло, с дезертирами борются проверенным способом. Как сообщило издание "Страна", боевики 115-й бригады, записавшие жалобное обращение из Северодонецка, и оставившие в итоге позиции, арестованы и помещены в следственный изолятор.
Подготовил Петр Лихоманов