01.06.2022 11:09
    Поделиться

    Как в Воронеже отметили 350-летие царя-реформатора

    К юбилею Петра Первого в столице Черноземья поставили оперу и два уличных спектакля, сняли мультфильм и отремонтировали корабль-музей "Гото Предестинация", воссозданный по чертежам первого российского линкора. Торжества по случаю 350-летия со дня рождения государя растянуты на весь год и охватят много городов, но основные мероприятия прошли в Воронеже в минувшие выходные.

    На главной площади, как положено, шумели народные гулянья. Впервые в полном составе перед воронежцами выступил легендарный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. Александрова. Юные судомоделисты соревновались в пуске корабликов в фонтане Кольцовского сквера. Основатель Музея забытой музыки Сергей Плотников привез копии старинных русских инструментов - в его коллекции разные виды гуслей, гудок, калюки, кувиклы, пищики… Заморскую ноту в музыкальную картину дня добавлял оркестр волынщиков Москвы.

    В кинотеатре "Спартак" показали продолжение мультфильма "Котенок с улицы Лизюкова" (одного из немногих произведений искусства, которое у современных россиян прочно ассоциируется с Воронежем). Его создали в 3D на местной студии Wizart Animation. Если в советском мультике котенок Васька и щенок Булька отправляются в Африку, то теперь их ждут приключения на малой родине, на Адмиралтейской площади - но во времена Петра Первого. Герои посещают верфь, где строились корабли для второго Азовского похода.

    Образ Воронежа как колыбели русского военно-морского флота хотя и поблек со временем, но остался одним из ключевых для города. По крайней мере, его жители со школьной скамьи знают, что последний царь всея Руси (и первый император Всероссийский) именно здесь повелел заложить линкоры, без которых не получилось бы одолеть турок.

    Этот хрестоматийный сюжет обыграло сразу три воронежские труппы. Театр оперы и балета возродил постановку оперы "Виват, Россия!". 28 мая ее показали на берегу водохранилища, и в финале под ликование толпы Петр Первый отчалил на "Гото Предестинации": под деревянной обшивкой парусника скрывается современный теплоход.

    Воронежский театр кукол имени В. Вольховского представил "балаганную" версию событий - в руках артистов-скоморохов незадачливый Петрушка обернулся государем Петром, а зрители помогли ему снарядить корабль в плавание. Дети собрали из бутафорских бревен мачты, насыпали полную бочку пороху и надули паруса, а отважные папы поймали сброшенные с балкона ядра для пушек. Представление впервые развернули на заднем дворе и балконе театра, да еще в вечернее время. Это создало особую атмосферу свободы и доверия, позволило создать интересные световые эффекты.

    Оперу "Виват, Россия!" воронежцы могли послушать под открытым небом. Андрей Парфенов

    - Оформлением занималось сразу три художника. Я сделала перчаточные куклы - Петра и Козы, ростовую фигуру Медведя. Опиралась на лубок - сохранилось много таких картинок, так что мы знаем, как народ представлял себе и изображал Петра. Но костюм ему я сделала нарядный, праздничный, - рассказала главный художник театра Елена Луценко. - Александр Ечеин занимался общими декорациями и реквизитом, Елена Белых придумала плоскостные куклы, мачты и паруса. Мы разные по художественной манере, и для уличного спектакля эта эклектика вполне уместна. В спектакле используется традиционный прием русского уличного театра, когда скоморох поднимает юбку, и она становится ширмой, над которой разворачивается шутовской диалог. Коза бодается - совершенно никакого уважения к императору, ну вот он ее дубинкой по рогам как следует колотит.

    Инсценировку к спектаклю "Как Петр I флот строил" сочинили Елена Белых и актер Владимир Руднев - по словам последнего, они использовали классические народные потешки, прибаутки, скоморошины про Козу и Медведя. Но некоторые шутки - вполне современные.

    Корабль-музей "Гото Предестинация" отремонтировали специально к юбилею. Андрей Парфенов

    Больше двухсот билетов на единственный показ раскупили за 40 минут. Судя по успеху премьеры, спектакль можно смело играть еще. Возможно, его покажут 12 июня или на день города. Все будет зависеть от финансирования: для уличного шоу нужны специальные металлические конструкции и дорогостоящая аппаратура, которую театр берет в аренду.

    Еще одно площадное представление "Как царь Петр…" разыграла молодежь из Воронежского академического уличного театра. Труппу создали несколько месяцев назад по инициативе Платоновского фестиваля. Он проходит ежегодно и не только привозит спектакли, выставки, музыкантов и писателей в Воронеж, но и реализует собственные проекты.

    - Мы частенько приглашали уличные труппы, а год назад решили, что такой театр мог бы появиться и в нашем городе, - объяснила руководитель отдела фестивальных программ Раиса Ждан. - Объявили кастинг актеров. Прийти мог любой человек, но предпочтение отдавалось тем, кто уже имеет опыт работы на публике. За экспертной поддержкой обратились к петербургскому уличному театру "Странствующие куклы господина Пэжо" - одному из старейших в России. У этого коллектива узнаваемая эстетика и философия. Артисты "Странствующих кукол…" провели для воронежцев мастер-классы, а худрук Анна Шишкина (Матушка Медоуз) выступила сценаристом и режиссером первого спектакля. В его основе известные факты, поданные в сказочном ключе - как небылицы.

    Пока дети изумляются необычному виду персонажей, взрослые хохочут над тем, как царь "написал инструкцию - искоренить коррупцию" или убрал "Икею" с карты Санкт-Петербурга. "Бороды не лезли чтоб, Петр строит барбершоп. Показал всему народу, где боярский подбородок!" - не унимаются скоморохи. Они рассказывают, почему лодки на Руси называли фараонками и расписывали русалками, как строили галеру "Принципиум" и откуда на Адмиралтействе появился золотой кораблик.

    Действие вертится вокруг большой "этажерки", которая служит сценой, декорацией, ширмой и шкафом для реквизита. Артисты, не переставая балагурить, меняют костюмы и маски, ловко вышагивают на ходулях и джамперах (пружинящее устройство, которое крепится к ногам и позволяет эффектно прыгать в высоту и длину). На глазах у публики маленький Петруша растет и мужает, пробует себя в качестве правителя, ловит Фортуну за хвост и даже достает с неба луну. Закончилось шоу, конечно, прорубанием окна в Европу, куда тут же ринулись восторженные зрители.

    В начале июня уличный театр отправится на гастроли в Геленджик. А к сентябрю в его репертуаре должен появиться второй спектакль - для этого Платоновский фестиваль пригласит другого опытного режиссера. Дальше права на постановки будут переданы театру, и он уйдет в свободное плавание.

    - В коллективе есть три дипломированных актера, у остальных другое образование - есть экономист, ветеринар, микробиолог, музыкант… По роду деятельности все так или иначе связаны с творчеством: танцуют, поют, участвуют в фаер-шоу или детских спектаклях. Я сама юрист, но играла в воронежском "Театре равных". Пришла в проект как актриса, а теперь занимаюсь административной работой. Загадывать на будущее сложно, но мы надеемся, что будем востребованы, - отметила директор "ВАУ театра" Лилия Новохатько.

    Кстати

    Первого июня в областном краеведческом музее (ул. Плехановская, 29) открылась выставка "Воронежские губернаторы. На службе Отечеству!". Она посвящена губернской реформе Петра I. В 1710 году царь разделил страну на восемь регионов. Воронежский край вошел в Азовскую губернию. Ее столицей первоначально был Азов, что лишний раз подчеркивало важность строительства флота и обретения выхода к морю. Затем губернский центр переместили в Тамбов, а в 1715 году - в Воронеж. Вскоре была образована собственно Воронежская губерния. На выставке можно узнать о судьбах выдающихся губернаторов и наместников, увидеть редкие дореволюционные фотографии и архивные материалы, копии исторических гравюр, картины начала ХХ века, элементы бального костюма и дореволюционных сервизов. Руководители региона внесли большой вклад в градостроительство и благоустройство, развитие сельского хозяйства, промышленности, образования и медицины. Воронежские губернаторы устраивали благотворительные балы и денежные сборы в пользу нуждающихся, курировали общественные организации. Выставка будет доступна до 31 декабря 2022 года.

    Поделиться