Илья Слободчиков - о том, почему мы так легко влезаем в долги

Психологи советуют: раз уж ты в долгу, надо принять ситуацию. В любом случае кредиты были взяты, чтобы получить что-то необходимое тебе.
Психологи советуют: раз уж ты в долгу, надо принять ситуацию. В любом случае кредиты были взяты, чтобы получить что-то необходимое тебе. / Александр Корольков
Средний возраст российского заемщика, как свидетельствует Национальное бюро кредитных историй, составляет 43,4 года. Каково это - жить в долгах в том возрасте, когда, казалось бы, должны наступить стабильность и благополучие? Как не утратить вкуса к жизни и бодрости духа? Об этом мы беседуем с психологом и педагогом профессором Ильей Слободчиковым.

Илья Михайлович, почему одни люди берут в долг и живут с этим спокойно, а других долги угнетают?

Илья Слободчиков: Это история про ответственность и про отношение к ней. Почему люди вообще берут в долг? Первая ситуация классическая: человек зарабатывает недостаточно, а потребности у него велики. Иногда это объективно - большая семья, больные родители. А иногда - необъективно, то есть он мог бы жить по средствам, но не хочет, "другие живут на широкую ногу, так чем же я хуже?". Это две совершенно разные ситуации. В одном случае - вынужденная мера, в другом - первичность сиюминутного "я хочу" и неумение просчитывать последствия.

А бывает так, что человек работает-работает, пытаясь накопить, а потом словно срывается - и вот уже весь в долгах...

Илья Слободчиков: Да, и происходит это тоже не случайно. Есть такая вещь - "синдром отложенной жизни". Человек долго живет в мыслях о том, что будет, когда закончится сложный период, как он поедет куда-то, как купит что-то. А потом устает от повседневности и от понимания разницы между "сегодня" и "когда-нибудь". И происходит внутренний бунт: "не хочу завтра, хочу сейчас!".

Вообще, весь мир живет в кредит, значит, это нормальное явление?

Илья Слободчиков: Относительно. Да, можно всю жизнь жить в долг, выплачивая кредиты. И да, в западной ментальности, например, это считается нормальным. Связано это с определенной системой взаимоотношений между собственно государством и гражданином, там, где финансовые механизмы работают отлажено.

В сегодняшней жизни отношение к долговой ситуации и в России у многих людей, особенно у молодых, значительно проще, чем у "воспитанников" Советского Союза, и "жизнь взаймы" не является для них чем-то чрезвычайно напрягающим и ненормальным. Но все-таки в целом у нас отношение к деньгам традиционно было другим. У нас, как правило, человек, берущий кредит, взваливает на себя бремя, не всегда понимая в действительности, по силам оно ему или нет.

В результате он встраивается в колесо, становясь белкой, бесконечно это колесо крутящей. Возникает порочный круг несвободы. И в связи с этим - особый вид тревоги, когда ты боишься позволить себе лишнее, потому что может не хватить на оплату кредитов.

Что каждый день испытывает человек, над которым висит дамоклов меч долга?

Илья Слободчиков: Одна из реакций, например, - желание насладиться одним днем. Принцип - буду позволять себе все сегодня, а что будет завтра и как буду отдавать долги - неважно, до завтра еще дожить надо. А потом очень быстро наступает коллапс, потому что для отдачи старых долгов и процентов (и весьма немаленьких!) необходимо залезать в новые долги. И очень скоро все заканчивается невротической ситуацией.

А если речь идет о человеке с развитым чувством ответственности?

Илья Слободчиков: Когда на человека давит необходимость отдавать долг, он живет во внутренней несвободе, под давлением, и у него развивается невроз. Со временем изменяется вся структура его поведения. Это, между прочим, еще и история о том, что если ты нормальный, порядочный человек и постоянно должен кому-то, то ты постоянно испытываешь подспудное чувство вины. И это, в свою очередь, ведет к ощущению себя неудачником, который не может выбраться из долговой ямы. В конечном итоге все это может привести к формированию сложных невротических звеньев. Конечно, есть небольшой процент людей, которые умно и грамотно расплачиваются с кредитами, с ипотекой и в конце концов вздыхают свободно. Многие приспосабливаются к жизни в долгу. А некоторые адаптируются с большим трудом.

И как адаптироваться и сохранить спокойствие и самоуважение?

Илья Слободчиков: Ну, в конце концов, жизнь действительно одна. Человек делает выбор под давлением обстоятельств. Нельзя обвинять его в том, что он идет на поводу у этих обстоятельств и взаимодействует с несовершенной системой, влезает в долги и превращает свою жизнь в вечную долговую модель. Вы живете, выполняя свои обязательства, и надо себе сказать, что человеческих качеств, порядочности, честности эта ситуация у вас не отнимает. Но если посмотреть, сколько обычно нервов и сил тратится, чтобы развязаться с финансовыми долгами, чтобы дамоклов меч над головой не висел, возникает вопрос: а стоит ли овчинка выделки? И сколько потенциально "мертвых" лет у вас уйдет? Конечно, эти обстоятельства касаются, скорее, степени разумности устройства социальной политики. От психологии здесь одна сторона медали: история выбора и ответственности за этот выбор, платы за него, в том числе психологической. Но в любой ситуации нужно искать не минусы, а плюсы.

Какие же можно увидеть плюсы?

Илья Слободчиков: Раз уж ты в долгу, надо принять ситуацию. В любом случае эти кредиты были взяты для того, чтобы получить что-то, что тебе необходимо. И долги мотивируют человека на то, чтобы зарабатывать, дают ему стимул к движению.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться