Рашид Нургалиев: Долгосрочная цель Вашингтона - развал СНГ, ОДКБ и ЕАЭС

О причинах начала и правовом статусе специальной военной операции РФ на Украине. О том, почему коллективный Запад не позволил Киеву выполнить Минские соглашения. А также об укреплении сотрудничества России со странами СНГ, ОДКБ и ЕАЭС в условиях санкционной и информационной войн, развязанных США, в интервью "Российской газете" рассказал заместитель секретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев.
Рашид Нургалиев: Разрушить экономику стран СНГ Запад не может, но он старается изо всех сил.
Рашид Нургалиев: Разрушить экономику стран СНГ Запад не может, но он старается изо всех сил. / Иван Егоров

Рашид Гумарович, десятилетия Украина превращалась в антироссийское государство и очаг напряженности на постсоветском пространстве. Могло ли это произойти и с другими, близкими к нам странами?

Рашид Нургалиев: Последние десятилетия Запад создавал из Украины очаг напряженности, разваливая экономику этой страны, подавляя ее суверенитет и взращивая неонацизм на ее территории. Происходящее на Украине является закономерным итогом планомерной деятельности Запада, а прежде всего Вашингтона, по переформатированию стран, наиболее близких России по духу, истории, культуре, экономическим и политическим воззрениям.

Эта политика активизировалась еще в 80-е годы прошлого столетия, когда Запад экономическими санкциями, подкупом национальных элит, спонсированием псевдодемократических, а в первую очередь радикально оппозиционных движений, раскачивал ситуацию в Советском Союзе. Теперь Запад категорически не приемлет интеграционные процессы на территории СНГ. Европу и США раздражает то, насколько крепкая память у народов, проживающих в СНГ, как памятны нам ужасы войны, как помним наш совместный труд по созданию сильнейшего государства в мире, как ценим успехи и достижения в развитии экономики, науки, образования и медицины.

Запад продолжает реализовывать планы по уничтожению общей истории и духовно-нравственных ценностей, которыми дорожат наши народы.

В настоящее время против России фактически ведется открытая экономическая, санкционная и информационная война. Украина, которую все эти 30 лет Вашингтон программировал в антироссийском ключе, лишь предлог для дестабилизации нашей страны и активизации попыток смены конституционного строя. При этом действия киевских властей под руководством их западных покровителей рассматриваем как угрозу всему миру, проявляющуюся, в частности, в разработке биологического и ядерного оружия, неконтролируемой раздаче населению противотанкового, зенитного и стрелкового оружия, а также в использовании мирного населения в качестве "живого щита" для прикрытия действий националистических подразделений.

На Западе и Украине сейчас говорят, что именно Россия отвергла возможность мирных переговоров и первая начала военную операцию.

Рашид Нургалиев: Запад не позволил Украине выполнять Минские соглашения, напротив, способствовал ее милитаризации, создавая иллюзию у властей в Киеве, что они смогут захватить Крым и военным путем решить ситуацию на Донбассе. Более того, киевский режим стягивал к границам Донецкой и Луганской народных республик значительное количество военнослужащих и тяжелого вооружения, готовилось масштабное наступление на эти земли, что создавало прямую угрозу национальной безопасности России, а также соотечественникам, проживающим там, которых мы обязаны защищать согласно Конституции. Именно в данном контексте в соответствии со статьей 51 Устава ООН и с одобрения Совета Федерации РФ была начата специальная военная операция.

Коллективный Запад не раз доказывал своими действиями, что он не заинтересован в каких-либо иных объединениях, где не главенствуют США...

Рашид Нургалиев: Вы правы. Развал СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и организация на постсоветском пространстве противоборствующих государств, превращенных подобно Украине в марионеточные и колониальные страны, является долгосрочной целью Вашингтона.

Методов, направленных на расшатывание ситуации в странах постсоветского пространства, десятки. Запад на их реализацию тратит колоссальные средства и не жалеет сил. Один из них - это поддержка неправительственных организаций, деятельность которых направлена на ослабление экономического, культурного и экономического взаимодействия стран СНГ. К примеру, Атлантический совет при содействии Центра Вильсона поддерживает финансами оппозиционно и антироссийски настроенных экспертов и политологов Беларуси, Молдавии и Украины.

Миллионы долларов ежегодно выделяются Вашингтоном на реализацию различных программ подготовки оппозиционно настроенных лидеров общественного мнения.

Программа "Совершенствование правовой среды", финансируемая Агентством США по международному развитию, направлена на разработку законов, предоставляющих неограниченную свободу действий оппозиции в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Тщательная подготовка Вашингтоном оппозиционно настроенных журналистов в республиках Центральной Азии ведется с 2002 года. Представители СМИ с наибольшей "активной гражданской позицией" щедро поощряются в рамках проведения ежегодного Центральноазиатского медиафестиваля.

На средства США существует около сотни негосударственных информационных агентств, открытых в последнее десятилетие в странах ближнего зарубежья. Посольства США и ряда стран Европы выдают гранты и организуют обучение государственных служащих стран СНГ. США также нацелены на изменение школьного и вузовского образования, поддерживая краткосрочные поездки лучших студентов в Америку и финансируя новые курсы по так называемой "демократии" и истории.

По истории и демократии с точки зрения США?

Рашид Нургалиев: Учебники и учебные курсы для стран СНГ, финансируемые Вашингтоном, дают крайне извращенное понимание истории СССР, роли России в развитии государств Центральной Азии и Закавказья. Мы понимаем это и совместно намерены в рамках СНГ развивать гуманитарное сотрудничество, включая вопросы сохранения общего культурно-исторического наследия и общих гуманистических ценностей.

В ближайшее время страны СНГ планируют начать подготовку единых учебных пособий по истории Великой Отечественной войны, чтобы не допустить попыток очернения подвига советского народа в борьбе с фашизмом. Никто из наших партнеров по Содружеству не хочет, чтобы в их городах маршировали нацисты со свастикой, а граждан страны за мелкое хулиганство линчевали на улицах, как это происходит сегодня на Украине. Союзные республики СССР, а сегодня - независимые государства в составе СНГ, вместе боролись с фашизмом и нацизмом в 1941-1945 годах, а потому не потерпят их возрождения в современной реальности. К тому же никто не хочет подарить свой суверенитет Западу подобно тому, как его лишилась Украина, полностью превратившись в безмолвного раба Вашингтона.

При этом Запад обвиняет Россию во вмешательстве в суверенные дела стран СНГ?

Рашид Нургалиев: Россию продолжают изображать монстром. Обвиняли во вмешательстве в президентские выборы США, а в начале апреля - в выборы главы государства во Франции, внесении раздора в Европарламент. Россия, уважая суверенитет государств СНГ, оказывает им действенную и многостороннюю помощь.

В январе 2022 года Россия вместе с другими членами ОДКБ направила в Казахстан миротворческий контингент для оказания помощи руководству страны в преодолении внутриполитического кризиса, показав всему миру роль организации в борьбе с террористической и экстремистской угрозой, направленной на свержение законно избранных властей. По просьбе президента Казахстана мы помогли пресечь беззакония, террористические вылазки в Казахстане, не позволили преступным силам совершить государственный переворот в республике и сделать из стабильного Казахстана очаг напряженности в Центральной Азии.

Неужели и конфликт между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха тоже можно назвать спровоцированным извне?

Рашид Нургалиев: Этот конфликт назревал давно, еще с советских времен. И он очень устраивал Вашингтон, как повод для создания напряженности. Урегулировать проблемы в этом регионе Запад не собирался. Он был заинтересован в тлеющих и время от времени вспыхивающих конфликтах, наносящих урон стабильной жизни соседних государств. Никто, кроме России, не взялся за мирное урегулирование этой проблемы. При посредничестве Москвы Азербайджан и Армения договорились полностью прекратить огонь и обменяться пленными и телами погибших. Кроме того, по линии соприкосновения разместились российские миротворцы. Тем самым после успешного посредничества в прекращении огня между Арменией и Азербайджаном Москва усилила свое миротворческое присутствие на Южном Кавказе. Сегодня Россия предпринимает активные усилия по созданию условий для заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном.

Известны и другие конфликты и очаги напряженности на постсоветском пространстве...

Рашид Нургалиев: Попытки дестабилизации стран на постсоветском пространстве предпринимались Вашингтоном не единожды. Еще один пример - 2020 год, когда Запад не жалел сил и средств для организации государственного переворота в Беларуси. Сторонники белорусской оппозиции, координируемые Западом, организовали массовые протестные акции под предлогом несогласия с результатами президентских выборов. Пресечение попытки "цветной революции" в стране не успокаивает западные страны. Главы ряда европейских государств подчеркнуто любезно принимают в своих резиденциях так называемых лидеров белорусской оппозиции, гастролирующих по миру с призывами наносить максимальный ущерб своей Родине, и продолжают оказывать им политическую, организационную, идеологическую и, главное, финансовую поддержку.

Миллионы долларов ежегодно выделяет Вашингтон на различные программы подготовки оппозиционно настроенных лидеров общественного мнения

Вашингтон и его союзники поставили на поток генерирование неприятных сюрпризов для стран СНГ в виде создания постоянных угроз их национальной безопасности. Так, позорное бегство американцев из Афганистана доказало, что США, словно слон в посудной лавке, оставляет за собой разруху. Таджикистан, Узбекистан, другие республики СНГ оказались перед угрозой неконтролируемой миграции и наркотрафика со стороны Афганистана. В таджикско-афганском приграничье наращивают активность различные международные террористические организации.

Случившееся в Афганистане - это хороший урок для всех в мире, кто готов слепо доверяться Вашингтону. Американцы ушли из страны, предоставив разбираться с созданными ими проблемами самим афганцам, а заодно и странам региона, которые теперь вынуждены взвалить на себя это тяжелое бремя. Все государства СНГ поняли, насколько осторожно надо относиться к попыткам США или НАТО разместить свою военную инфраструктуру в своих странах. Считаем такие инициативы неприемлемыми ни в каком виде.

Получается ли у так называемого коллективного Запада разрушить экономику стран СНГ? И как может повлиять складывающаяся ситуация в мире на деятельность наших организаций - СНГ, ОДКБ и ЕАЭС?

Рашид Нургалиев: Разрушить экономику стран СНГ Запад не может, но он старается изо всех сил. Приведу уже доподлинно известный факт - совместными усилиями были отражены угрозы экономической безопасности в условиях пандемии COVID-19, и мы даже нарастили объемы взаимной торговли в тех непростых условиях. Мы всегда были в практическом взаимодействии, тем более, наши экономики десятилетиями находятся во взаимосвязи. Наши партнеры по Содружеству с учетом такой кооперации понимают, какие угрозы национальной безопасности несут им санкции против России, что, конечно же, не может не отразиться на внутреннем благосостоянии стран. Со своей стороны положительно воспринимаем позиции государств СНГ по неприсоединению к односторонним санкциям США и Европы против России и уверены, что совместно преодолеем сложности и выйдем победителями. Что касается сегодняшней ситуации, то нами принимаются действенные меры для минимизации влияния экономических санкций со стороны Запада. Россия привержена основной цели СНГ - формированию в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения в мире, где нет места однополярности.

То есть неправы те, кто говорит о закате сотрудничества между странами Содружества?

Рашид Нургалиев: Уверен, что на фоне все новых и новых провокаций со стороны Запада, усиливающихся традиционных и новых вызовов и угроз в сфере безопасности сотрудничество стран СНГ, ОДКБ и ЕАЭС будет только укрепляться.

Изменения в политической и экономической ситуации в мире не повлияли на работу СНГ, ОДКБ и ЕАЭС, которая проводилась в плановом режиме, но с учетом новых вызовов и угроз. Акцент делается на тщательном анализе геополитической обстановки, а также подготовке и реализации согласованных мер по стабилизации национальных экономик.

Все государства СНГ поняли, насколько осторожно надо относиться к попыткам США или НАТО разместить свою военную инфраструктуру в своих странах

В экономической области особый упор делается на реализацию инициатив, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности. Советом Евразийской экономической комиссии принят перечень мер по повышению устойчивости экономик государств ЕАЭС, который фактически является программой действий по решению неотложных задач и работе на перспективу. Документ носит комплексный характер, в нем предусмотрены различные направления по обеспечению стабилизации внутренних рынков государств ЕАЭС.

А расчеты между нашими странами в условиях санкций как проходят?

Рашид Нургалиев: Во взаимных расчетах между странами ЕАЭС проводится перевод на оплату товаров и услуг в рублях, объемы таких операций уже превышают две трети от общего количества.

В военной области, насколько я понимаю, контакты тоже не снижены?

Рашид Нургалиев: В ОДКБ предприняты меры по обмену информацией о военно-политической обстановке в регионах коллективной безопасности и координации совместных действий по нейтрализации угроз военной безопасности. А также совершенствованию механизма кризисного реагирования и организации применения коллективных сил ОДКБ. В том числе это касается создания практических инструментов противодействия биологическим угрозам. В СНГ совершенствуется объединенная система противовоздушной обороны и укрепляется двустороннее и многостороннее военное сотрудничество в области ПВО, реализуются совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки войск (сил). Наши партнеры выражают готовность к дальнейшему углублению сотрудничества в сфере обеспечения общей и национальной безопасности.