В экспозицию войдут более 110 работ мастера, созданных в первой половине XX века. Перед зрителями предстанут пейзажи, в том числе с архитектурными памятниками восточного и южного берега Крыма, иллюстрации к произведениям друга живописца Максимилиана Волошина, известная серия автолитографий 1923 года, виды ДнепроГЭСа и бакинских нефтепромыслов. Экспозиция продолжает серию выставок юбилейного года музея в рамках проекта "Крымский контекст: живопись, графика, скульптура". Помимо произведений Богаевского из музейного собрания, представлены портреты художника, написанные его друзьями, а также первое издание сборника стихов Максимилиана Волошина, иллюстрированное Богаевским.
Примечательно, что 19 включенных в экспозицию работ, в том числе "Порт воображаемого города" (1932), "Горный пейзаж" (1940) и "Вечер у моря" (1941), этой весной экспонировали на выставке "Константин Богаевский. Крымская мистерия" в Государственном историческом музее в Москве. Последнему благодаря сотрудничеству с более чем 20 российскими музеями впервые за полвека удалось собрать такую крупную выставку выдающегося мастера пейзажа из Феодосии, яркого представителя Серебряного века, который воспевал в своем творчестве природу Восточного Крыма. На той выставке, в частности, представили более 100 экспонатов: крупномасштабные живописные произведения, графические работы, фотографии, письма, прижизненные публикации и личные вещи. Многое демонстрировалось впервые.
В Симферопольском художественном музее отмечают, что творчество Богаевского стало отражением философских проблем русской культуры начала XX века. Художник стремился к раскрытию исторического содержания крымского пейзажа, о чем, кстати, писал Максимилиан Волошин: "Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился. Земля Богаевского - это "Киммерии печальная область".
Образ Киммерии, найденный в начале творческого пути, преображался на разных этапах жизни художника.
В музее напомнили, что неоценимый вклад в исследование творчества Богаевского внесла его бывшая сотрудница, искусствовед Роза Бащенко. В 1984 году ее монографию "Константин Богаевский" выпустило издательство "Изобразительное искусство". В своей работе Бащенко исследовала героико-романтический пейзаж, преимущественно восточного побережья Крыма, а также пейзажи первых крупных строек советского времени и фантастических городов будущего. Издание, включающее более сотни репродукций, автор дополнила письмами Богаевского, каталогом произведений, а также списком персональных выставок и выставок с участием художника.
Экспозиция "Феодосийский гений" продлится до 28 августа 2022 года. .
Константин Богаевский (1872-1943) родился в Феодосии. Ребенком посещал мастерскую Ивана Айвазовского, брал уроки у известного феодосийского пейзажиста Адольфа Фесслера. В 1891 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где занимался в мастерской профессора Архипа Куинджи. По окончании учения вместе с однокурсниками отправился в путешествие за границу, чтобы познакомиться с зарубежными галереями. Вернувшись в Феодосию, Богаевский писал пейзажи и участвовал в выставках популярных творческих объединений: "Московского товарищества художников", "Союза русских художников" и "Мира искусства". В 1930-х годах для художника открылась новая страница творчества - индустриальный пейзаж. Тем не менее наиболее важной для него темой была красота родного края.
Богаевский трагически погиб во время одной из бомбежек Феодосии в 1943 году. Похоронен на Старом кладбище города.