Суд наказал тюменца за езду на электросамокате в пьяном виде

Год условно с двухлетним испытательным сроком и лишением на 2,5 года права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом, получил 27-летний Вячеслав В. за езду на электросамокате в пьяном виде.
iStock

Такой приговор впервые в российской судебной практике вынес Ленинский районный суд Тюмени. Таким образом был создан судебный прецедент. Электросамокат, по сути, приравняли к мопеду.

Отягчающим обстоятельством стало и то, что ранее гражданин уже был оштрафован на 30 тысяч рублей и лишился права управления на год и семь месяцев за вождение в состоянии алкогольного опьянения автомобиля. Причем к моменту повторного нарушения этот срок еще не истек.

Как пояснили в объединенной пресс-службе судебной системы Тюменской области, поздно вечером 26 декабря минувшего года обивщика мебели Вячеслава В., который ехал на самокате с предновогоднего корпоратива в аптеку по проезжей части улицы Тимофея Чаркова, остановили дежурившие инспекторы ДПС для проверки документов. Но оказалось, что гражданин, управлявший средством индивидуальной мобильности, был навеселе, что и подтвердило медицинское освидетельствование.

К тому же выяснилось, что в прошлом году Вячеслава уже привлекли к ответственности за отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения. С учетом этого суд назначил наказание тюменцу в виде года лишения свободы условно с испытательным сроком два года.

Суд также учел, что самокат марки Kugоo Max Speed имел, как установило следствие, мощность 500 Вт. То есть он являлся транспортным средством категории М, к которому применяют те же требования, что и к мопеду.

Объяснения Вячеслава, что, приобретая электросамокат, он не изучил документы и совершенно забыл, что столь мощный агрегат обязывает его передвигаться не только с водительским удостоверением в кармане, но и с соблюдением всех правил, прописанных для водителей, суд не убедили. И он вынес строгий приговор.

Возможно, это решение станет прецедентным. Оно может облегчить задачу судьям, адвокатам и законодателям, которые сегодня пытаются определить статус пользователей электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, а также выработать единые меры наказаний за нарушение правил передвижения на них.

Свою вину, к слову, Вячеслав так и не признал. Приговор по этому делу еще не вступил в законную силу и может быть обжалован.

К сожалению, статус электросамокатов пока никак никакими законами не определен. Более того, никто с точки зрения закона точно не может определить, где, куда и в каком состоянии можно передвигаться на этих транспортных средствах.

Мощность электросамоката влияет на решение суда. Не на всех средствах индивидуальной мобильности можно передвигаться без прав

Однако стоит напомнить, что еще в прошлом году Госавтоинспекция направила указания в регионы, чтобы при выявлении нарушений с такими транспортными средствами устанавливали их мощность. В правилах прописано, что транспортные средства с мощностью более 250 Ватт и до 4 кВт считаются мопедами. Свыше 4 кВт - мотоциклами. Именно такое определение двухколесных транспортных средств разослала ГИБДД в качестве применения на практике.

Региональные суды уже давно придерживаются той же практики. И именно на этом основании принимают столь суровые решения.

Но, надо сказать, что подобное определение принадлежности такого электротранспорта к тем или иным видам механических транспортных средств не исчерпывающе.

Не всегда мощность - это высокая скорость. Скорость можно ограничить. Но мощность требуется, например, чтобы поднять в горку пассажира весом более 100 кг. Недаром в определении мопеда написано, что речь идет о длительной нагрузке 0,25 кВт. Двигатель внутреннего сгорания действительно дает такую нагрузку постоянно. А электродвигатель ее не выдерживает. Поэтому электросамокатами меньшей мощности пользуются только дети. А всем остальным, если вдруг на дороге возникло препятствие, приходится работать руками.

Но это не единственная проблема. Необходима сертификация таких транспортных средств. Чтобы и пользователь, и инспектор ГИБДД понимали, какое устройство перед ними: относить ли его к самокатам, к мопедам, или к мотоциклам.

Но это - задача минпромторга. Напомним, не столь давно был разработан новый ГОСТ, который прописывает требования к таким средствам индивидуальной мобильности. Однако это только первый шаг на пути к сертификации. Необходимо внесение изменений в Правила дорожного движения.