Возрождение "Волг", "Побед" и "Москвичей": почему не нужно стесняться кооперации с Китаем
Вполне возможно, возрожденные марки станут в той или иной степени адаптированным моделями автобрендов из Китая.
Однако интернет тут же наполнился разного рода критическими сообщениями, которые с одной стороны говорили о том, что негоже великой России продолжать клонировать иностранные машины, да еще и той страны, чей автопром сам полностью построен на копировании западных образцов, а пора наконец-то абсолютно все делать самостоятельно.
Советские патриоты с другой стороны воодушевились, услышав в СМИ давно забытые ностальгические названия, но быстро пришли к тому же: мол, неправильно восстанавливать гордость советской автоиндустрии на не самых передовых образцах автопрома соседней страны, которая и сама-то в основном работает на внутренний рынок. Тем более, что российский интернет наполнен интересными скетчами и эскизами осовремененных советских моделей, которые греют душу многим отечественным автомобилистам постарше.
Тут, конечно, можно о многом рассуждать и спорить, но с холодной головой нужно помнить главное: несмотря на всю технологическую и производственную мощь Советского Союза автопром никогда не был его передовицей, а практически целиком был заимствован у тех же западных партнеров, которые к сегодняшнему дню превратились в "партнеров" недружественных.
Собственно, родоначальником массового советского автопрома и впоследствии завода ГАЗ был американский Ford. Отечественные инженеры, адаптируя его модели, превратили их в наши легендарные "Полуторки" и "Эмки". Даже родная "Катюша" на базе грузовика ЗИС-5 - это глубоко модернизированный американский Autocar Dispatch SA, предназначенный для стран Южной Америки.
Собственно и "Москвич" зарождался как локализованный Ford. А именно Ford Perfect, предназначенный для рынка Англии. Но его производство в виде отечественного КИМ-10 было остановлено из-за Великой отечественной войны. После Победы к проекту вернулись, но на базе огромного количества трофейной немецкой техники. Немецкий Opel Kadett превратился в "Москвич 400", а флагманский Opel Kapitan был полностью переосмыслен нашими инженерами в ту самую ГАЗ М20 "Победа".
Когда же эти модели устарели, отечественные автозаводы вновь обратили внимание на западные образцы. Модели попроще с сильными и не очень доработками скопировали с европейских Fiat 600 и NSU Prinz, а затем и со всем известного Fiat 124. А отечественные модели подороже делали по-прежнему - вдохновляясь автопромом американским.
Переосмысленные под возможности советской индустрии "Форды", "Паккарды" и "Плимуты" в той или иной степени схожести и адаптированных технологических решений превратились в "Волги", ЗИМы, ЗИСы и ЗИЛы. Именно оттуда в модификациях этих моделей присутствуют, например, шести и восьмицилиндровые моторы, автоматические коробки передач, а также селектор переключения на рулевой колонке - такова была мода в США. Кстати, современное продолжение легковых моделей ГАЗ вполне закономерно вылилось в историю с производством американского Chrysler Sebring, который превратился в Volga Siber.
"Москвич", кстати, тоже шел общей со всем советским автопромом дорогой. Достаточно взглянуть на BMW 1500 образца 1962 года, чтобы незамедлительно узнать в ней переосмысленную модель 408/412. Ну а когда появился знаменитый двигатель 1.5 мощностью 75 лошадиных сил, никто особо не скрывал, что создан он на основе баварских технологий. Историю "Москвича-2141", который официально является локализованной копией Simca-Chrysler, думается, знают все не хуже ВАЗ-2101.
Самый главный итог всего вышеперечисленного - попавшие на территорию СССР модели практически сразу русифицировались. Даже в официально скопированных иномарках через некоторое время не оставалось ничего, что выпускалось за пределами советского блока.
Ну а теперь стоит вспомнить Китай, чей автопром также является плодом заимствования и копирования. Только вот скандалы и судебные разбирательства с европейскими и американскими автобрендами начала 2000-х годов - это уже, так сказать, второй этап. Ну а первым был этап социалистический, когда в Китай начались поставки польской версии всё той же "Победы", называвшейся FSO Warszawa, а затем в 1960 году начался выпуск "Волги" ГАЗ-21, превратившейся в Dongfanghong BJ760. Во второй половине 60-х годов китайцы переосмыслили и советские лимузины ГАЗ-13 и ЗИЛ-111, в итоге представив свой партийный вариант Hongqi CA72.
Кстати, после того, как китайские автозаводы заполнили свой внутренний рынок копиями западных моделей, причем чаще всего незаконными и не самыми качественными, зато простыми и дешевыми, а местные автоконцерны заработали достаточное количество денег, был осуществлен третий этап развития автопрома.
Это принудительная передача западных технологий при образовании СП, а также официальная покупка западных инженеров и дизайнеров мировых брендов, которые массово оказались в Поднебесной и позволили совершить значительный по качеству и технологиям скачок. Именно эти факторы за 20 лет вывели Китай в одного из лидеров автомобильной индустрии как минимум азиатского региона.
И именно этот пример является крайне интересным опытом, на который стоит обратить внимание сейчас, поскольку перед российской индустрией так или иначе встанет вопрос полного перезапуска автомобильной промышленности.
Учитывая, что вся история отечественного автопрома по сути так и создавалась, стесняться выпуска китайских моделей нет никакого смысла: просто раньше эмблемы "Москвичей" и "Волг" крепились к сильно модернизированным европейским и американским моделям, а сегодня будут крепиться к китайским. Главное, чтобы конечной целью такой политики стало глобальное возрождение отечественной автоиндустрии, которое потянет за собой производство комплектующих, оборудования, средств производства, электроники, а главное - почти утерянной инженерной школы.