Последняя встречная
Из всех причин ДТП выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, занимает далеко не первое место. А если точнее - шестое. Однако тяжесть последствий в этих происшествиях одна из самых высоких. Именно на "встречке" люди погибают чаще. Как предотвратить ДТП, связанные с выездом на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, и возможно ли это в принципе?
По итогам прошлого года количество ДТП по причине выезда на полосу встречного движения пусть и незначительно, но выросло. Всего зафиксировано 11 744 таких ДТП. Вместе с тем число погибших и пострадавших в них людей снизилось в пределах одного процента. Погибли 3738 и были ранены 20 212 человек.
Да, число погибших и пострадавших снижается, но ДТП, связанные с выездом на встречную полосу движения, - по-прежнему вопрос жизни и смерти в самом прямом смысле. Казалось бы, самый очевидный ответ - взять да и разделить полосы. Допустим, отбойником. Или хотя бы тросовым ограждением. Вот и Федеральное дорожное агентство сообщает, что "установка тросового ограждения является эффективным методом предотвращения дорожно-транспортных происшествий, связанных с выездом на полосу встречного движения. Согласно официальной статистике аварийности, в местах установки данных ограждений количество ДТП с выездом на полосу встречного движения в 99 процентах случаев сводится к нулю". На подведомственных Росавтодору федеральных дорогах уже установлено 527 км тросового ограждения.
По состоянию на начало текущего года на автомобильных дорогах с четырьмя полосами движения установлено 4764 км осевого дорожного ограждения всех типов. Потребность в разделении встречных потоков на автомобильных дорогах с четырьмя полосами движения составляет 1329 км.
Но такой инженерный способ подходит далеко не для всех дорог. В конце концов, в России огромное количество дорог, которые имеют по одной полосе в каждом направлении. И на них должны быть предусмотрены места для обгона попутного транспорта. А как иначе! Отдели "встречку" ограждением, и какой-нибудь тихоходный трактор соберет километровые пробки. Но если есть места, где допускается выезд на встречную полосу движения, есть и вероятность встречных столкновений.
Действующий национальный стандарт "Технические средства организации дорожного движения" предписывает разделять встречные потоки тросовыми ограждениями или отбойниками на всех четырехполосных дорогах. А в местах концентрации ДТП вне населенных пунктов - на двух- и трехполосных дорогах. Напомним, что местом концентрации ДТП вне населенного пункта считается участок дороги протяженностью не более километра, на котором в течение года произошло более трех ДТП одного вида или более пяти различных аварий, в которых пострадали или погибли люди.
Что касается барьерного ограждения, то его установка предполагает определенные условия. Для возведения такой конструкции требуется едва ли не дополнительная полоса. Понятно, что далеко не все дороги удовлетворяют этим условиям - попросту ширина не позволяет. И тросовое ограждение, конечно, в этом плане гораздо экономичнее.
Несколько лет назад в опасных местах, где обгон запрещен, стали устанавливать различные делиниаторы. Например, пластиковые столбики. И встречные столкновения в таких местах резко пошли на убыль. Но снова проблема! Оказалось, что ухаживать за этими столбиками непросто, а менять их приходится довольно часто. К тому же они не создают препятствия для выезда на встречную полосу, а только предупреждают водителя, что на ту сторону дороги выезжать нельзя.
Иными словами делиниаторы, впрочем, как и экономные тросовые ограждения, - это полумеры, безопасность на минималках. А в рамках дорожных работ по капитальному ремонту или реконструкции участков автомобильных дорог устанавливается только полноценное барьерное ограждение.
Движение по встречной полосе, там, где это запрещено, у нас карается строго. На первый раз водитель может отделаться штрафом 5 тысяч рублей. Но за повторное нарушение в течение года, пока водитель считается подвергнутым наказанию, грозит уже лишение прав на срок от четырех месяцев до полугода.
С 1 января вступила в силу поправка в Уголовный кодекс, согласно которой водитель, лишенный права управления за очередной выезд на встречную полосу, будет наказан по уголовной статье. Она предусматривает штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы до двух лет, либо лишение свободы до двух лет. И все это с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.
Кстати, первый осужденный по этой статье уже есть. Решение принял Пресненский суд столицы в отношении Чынгыза Султашова. В 2019 году он был оштрафован за выезд на полосу встречного движения. В августе 2020 года за повторное нарушение Султашова лишили водительских прав на 1 год, но водительское удостоверение он не сдал. А 19 февраля 2022 года на Большой Никитской улице совершил обгон автобуса, вновь выехав на встречную полосу с пересечением сплошной разметки.
Суд определил меру наказания как штраф в размере 200 тысяч рублей. Но теперь в биографии Султашова фигурирует судимость. А это означает проблемы с трудоустройством.
Впрочем, это касается только тех случаев, когда движение по "встречке" запрещено. А ведь две трети, или 66,4 процента, лобовых столкновений происходит в местах, где обгон, связанный с выездом на встречную полосу, разрешается. То есть маневр в принципе допустим, но… кто-то не проявил должного внимания, а кто-то оказался слишком амбициозным, безосновательно уверенным в своем мастерстве или возможностях своего автомобиля. При этом страдают не только сами виновники автоаварий и их пассажиры, но и другие участники дорожного движения, среди которых могут быть дети…
Пресловутый "человеческий фактор", против которого бессильны делиниаторы и троссовые ограждения, тоже не помогут. Только внушение и просвещение. Совокупность самых разнообразных форматов, определяемых как пропаганда безопасного поведения на дороге. Необходимо довести до сознания всех водителей, что любой обгон, даже там, где он разрешен, - это всегда большой риск. И идти на него можно только убедившись в полной безопасности маневра, в том числе и в возможности его безопасно завершить, не создав помех другим автомобилистам.
Госавтоинспекция давно занимается такой пропагандой. Первая социальная кампания под названием "Последняя встречная" прошла еще в 2010 году. Тогда в кинотеатрах перед началом сеанса демонстрировали 3D-видеоролик, призывающий водителей не терять терпение в пробках и не пытаться объехать их по встречной полосе. В обычном, то есть двухмерном формате, ролик показывали по ТВ. Клип призывал водителей не терять терпение в пробках и не пытаться объехать их по встречной полосе. Видеоряд завершался слоганом "Не пересекай черту". И, да, это выглядело убедительно. Позже была социальная кампания "Повод для обгона". И снова ролик, в котором Дмитрий Губерниев комментирует действия водителя на дороге, идущего на обгон в последний момент.
В рамках еще одного социального проекта Госавтоинспекции под названием "Без вас не получится" инструктор по вождению, мастер автоспорта Александр Паномарев с экрана рассказывал об опасности необдуманных маневров на дороге. У автогонщиков, для которых совершение опасных маневров за рулем - часть профессии, есть мнение, что при совершении обгона на трассе даже водитель высокого уровня подготовки не может предвидеть все риски. Мастер автоспорта отмечает, что профессиональные гонщики рискуют меньше, чем обычные водители на дорогах общего пользования.
Конечно, помимо роликов в рамках кампаний проводились масштабные мероприятия во всех регионах страны. Они охватывали огромную аудиторию, начиная с детских садов и заканчивая автотранспортными предприятиями. Но водителей на дорогах с каждым годом прибавляется, а значит, надо снова и снова повторять эти истины.
Возможно, такому опасному маневру, как обгон, стоит больше уделять внимания еще в автошколе. Как оказалось, многие водители путают понятия "обгон" и "опережение". Напомним, что обгон - это тоже опережение попутного транспорта, но с выездом на полосу встречного движения. Так что учите теорию! И конечно, совершенствуйте водительские навыки. Будьте объективны в оценке своих возможностей. И ни при каких условиях не нарушайте Правила дорожного движения. Экономя минуты на дорогу, можно потерять жизнь.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"