Все это в ближайшем будущем может "прописаться" на уроках. Но кто будет учить детей и показывать им, как собирать "умные дома"? Разбираемся с экспертом "РГ", преподавателем робототехники и руководителем направления по развитию образовательных проектов в R:ED (образовательные робототехнические комплексы) Алисой Большаковой.
Что такое сегодня роботы? Дети воспринимают их как "учебный объект" или только как игрушку?
Алиса Большакова: А вот задайте этот вопрос себе сейчас, мысленно перенеситесь на десять лет в прошлое, повторите вопрос и сравните результаты. Если сегодня в голову приходят роботы-пылесосы, беспилотные автомобили и роботизированные заводские конвейеры, то совсем недавно речь шла о роботе ВАЛЛ·И из одноименного мультика, Шварценеггере в образе Терминатора, а то и вовсе о сценке "Заяц - Волк, Заяц - Волк" из позднесоветского "Ну, погоди".
Еще каких-то лет десять назад, в 2015 году, когда я начинала преподавать робототехнику в детском кружке, ребята не сталкивались с роботами в реальной жизни. Родители, кстати, тоже не очень-то понимали, куда и, главное, зачем они приводят своих детей. Кружок робототехники воспринимался как место, где ребенок может безопасно поиграть, а мама - получить пару часов свободного времени. А сегодня роботы - неотъемлемая часть нашей реальности.
То есть восприятие поменялось?
Алиса Большакова: Да. Для детей робототехника - это способ лучше понять окружающий мир, интересное молодое комьюнити, большое количество мероприятий и возможностей показать себя на фестивалях, Олимпиадах и соревнованиях от районного масштаба до уровня чемпионата мира. Для родителей - перспективное карьерное направление для своих детей.
Занятия робототехникой - шаг к успешной карьере?
Алиса Большакова: Можно и так сказать. Ведь это - инженерный вектор. А инженерные профессии сегодня на пике спроса и популярности. Наиболее остро это ощущается в IT-сфере, где работодатели буквально борются за квалифицированные кадры. Роботам будущего тоже понадобятся свои конструкторы, инженеры и операторы. Готовить специалистов нужно уже сегодня, что заставляет и бизнес, и государство менять подход к изучению основ робототехники, относиться к этому вопросу более серьезно. Формат кружков и дополнительного образования уже не отвечает требованиям времени. Результаты нашего недавнего исследования, совместного с Национальным методическим советом: треть школьников действительно хочет изучать робототехнику на уроках технологий.
Судя по всему, базовые знания робототехники скоро будут нужны абсолютно каждому?
Алиса Большакова: В этом нет сомнений. Это будет необходимо также, как сегодня, например, умение отправить сообщение по электронной почте или распечатать документ на принтере. Даже если не говорить о промышленных и узкоспециализированных системах, человеку надо будет понимать, как если не починить, то хотя бы запустить и настроить тот же робот-пылесос.
Как могут проходить занятия робототехникой?
Алиса Большакова: Лучше всего окружающий мир познается в процессе игры. Отдать ребенка на IT-курсы можно, но как его увлечь? Программирование, алгоритмы и код абстрактны, нет возможности увидеть и пощупать результат своих усилий.
Робототехника на уровне "деталек" это, в первую очередь, привычный любому ребенку конструктор. Да, дополненный блоком управления, различными датчиками и двигателями, а также комплексом программного обеспечения, но - конструктор, в который можно просто играть. И только потом, втянувшись, увидеть, как можно с помощью кода заставить робота двигаться.
Робототехника объединяет в себе творчество и игру, механику и программирование, а также что-то от физики, математики, информатики и других наук. А кроме того, развивает мелкую моторику и коммуникативные навыки, потому что это командная работа. Дети учатся презентовать свои проекты, потому что надо суметь показать своего робота и рассказать о нем.
А у нас есть те, кто будет классно и не скучно этому всему учить?
Алиса Большакова: Так как робототехники не было в системе основного образования как отдельного предмета, то и педагогов целенаправленно никто не учил. Только недавно в университете им. Герцена и Московском педагогическом госуниверситете появились кафедры, где магистры могут получить дополнительную специализацию педагога робототехники.
А готовый преподаватель нужен уже завтра в каждой школе. Сегодня робототехникой в школах занимаются либо люди с педагогическим образованием, но очень слабыми знаниями по теме, либо люди в теме, но без педагогического опыта и образования.
Что делать?
Алиса Большакова: Один из вариантов решения - привлекать специалистов, которые уже занимаются с детьми в кружках и школах робототехники и студентов старших курсов технических вузов. Но важно учитывать возраст детей. Для младших классов или дошколят это обязательно должен быть педагог, даже педагог-психолог. В таком случае учителю достаточно пройти небольшую переподготовку, ознакомиться непосредственно с конструктором, который будет использоваться на уроках. Главное - понимать психологию детей.
Ребята в возрасте 10 лет и старше часто лучше воспринимают не взрослых, а студентов. Подростки к ним тянутся, им легче найти контакт - студент технического вуза разговаривает на понятном языке, а, главное, может на примерах показать, что робототехника может дать в будущем.
А как вообще начиналась история робототехники в России?
Алиса Большакова: Большинство педагогов, которые начинали развитие робототехники, - студенты-технари, которые очень много лет отработали вожатыми в лагерях. Я и сама из этой "песочницы". В обычных школах это энтузиасты: создавали научные школы, издавали пособия и книги. Как, например, в 239 физико-математическом лицее Петербурга, сотрудники которого стали отцами робототехники в России.
Вслед за эпохой романтиков-энтузиастов в робототехнику пришли прагматики, из разряда экзотики робототехника перешла в статус кружков в детских садах и вошла в программу дополнительного образования. Современные школы строятся уже оснащенные классами робототехники.
Но есть масса кружков по робототехнике, где, кажется, просто выдают конструкторы на руки и все. А родители платят за это немалые деньги…
Алиса Большакова: Разумеется, нашлись и те, для кого развитие робототехники - бизнес. Важно помнить: занятия по робототехнике легко превратить в слепое следование инструкции по сборке и заучивание решений, которые могут пригодиться на очередной Олимпиаде. Но практика показывает, что это работает только на короткой дистанции. Современные соревнования подразумевают работу детей без помощи тренеров и доступа к интернету. А потому для успеха становится важен научный, методический подход - изучение, практика, самостоятельное творчество. Задача преподавателя робототехники- донести и объяснить теорию, а придумать ей применение и воплотить это в жизнь ученик должен уметь сам, с минимальными подсказками.
У робототехники большие перспективы - это машиностроение, авиация, логистика и даже сельское хозяйство завтрашнего дня. Список можно продолжать - и во все эти отрасли нужны будут специалисты, чьи первые знания о робототехнике будут получены уже завтра в простой средней школе.
Перед преподавателями робототехники, технологии, директорами школ и завучами в новом учебном году стоит серьезный вызов - сделать так, чтобы робототехника не превратилась в предмет "для галочки".