Робот в классе: кто и как будет преподавать школьникам робототехнику

С сентября 2022 года в силу вступят новые ФГОСы - федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (с 1-го по 4-й и с 5-го по 9-й классы). Обязательным модулем дисциплины "Технология" станет робототехника: роботы-помощники, нейропротезы, "умный дом", 3D-дизайн и лазерная резка...
Сергей Куксин/РГ

Все это в ближайшем будущем может "прописаться" на уроках. Но кто будет учить детей и показывать им, как собирать "умные дома"? Разбираемся с экспертом "РГ", преподавателем робототехники и руководителем направления по развитию образовательных проектов в R:ED (образовательные робототехнические комплексы) Алисой Большаковой.

Что такое сегодня роботы? Дети воспринимают их как "учебный объект" или только как игрушку?

Алиса Большакова: А вот задайте этот вопрос себе сейчас, мысленно перенеситесь на десять лет в прошлое, повторите вопрос и сравните результаты. Если сегодня в голову приходят роботы-пылесосы, беспилотные автомобили и роботизированные заводские конвейеры, то совсем недавно речь шла о роботе ВАЛЛ·И из одноименного мультика, Шварценеггере в образе Терминатора, а то и вовсе о сценке "Заяц - Волк, Заяц - Волк" из позднесоветского "Ну, погоди".

Еще каких-то лет десять назад, в 2015 году, когда я начинала преподавать робототехнику в детском кружке, ребята не сталкивались с роботами в реальной жизни. Родители, кстати, тоже не очень-то понимали, куда и, главное, зачем они приводят своих детей. Кружок робототехники воспринимался как место, где ребенок может безопасно поиграть, а мама - получить пару часов свободного времени. А сегодня роботы - неотъемлемая часть нашей реальности.

То есть восприятие поменялось?

Алиса Большакова: Да. Для детей робототехника - это способ лучше понять окружающий мир, интересное молодое комьюнити, большое количество мероприятий и возможностей показать себя на фестивалях, Олимпиадах и соревнованиях от районного масштаба до уровня чемпионата мира. Для родителей - перспективное карьерное направление для своих детей.

Занятия робототехникой - шаг к успешной карьере?

Алиса Большакова: Можно и так сказать. Ведь это - инженерный вектор. А инженерные профессии сегодня на пике спроса и популярности. Наиболее остро это ощущается в IT-сфере, где работодатели буквально борются за квалифицированные кадры. Роботам будущего тоже понадобятся свои конструкторы, инженеры и операторы. Готовить специалистов нужно уже сегодня, что заставляет и бизнес, и государство менять подход к изучению основ робототехники, относиться к этому вопросу более серьезно. Формат кружков и дополнительного образования уже не отвечает требованиям времени. Результаты нашего недавнего исследования, совместного с Национальным методическим советом: треть школьников действительно хочет изучать робототехнику на уроках технологий.

Роботам будущего понадобятся свои конструкторы, инженеры, операторы. Готовить специалистов нужно уже сегодня, начиная со школы

Судя по всему, базовые знания робототехники скоро будут нужны абсолютно каждому?

Алиса Большакова: В этом нет сомнений. Это будет необходимо также, как сегодня, например, умение отправить сообщение по электронной почте или распечатать документ на принтере. Даже если не говорить о промышленных и узкоспециализированных системах, человеку надо будет понимать, как если не починить, то хотя бы запустить и настроить тот же робот-пылесос.

Как могут проходить занятия робототехникой?

Алиса Большакова: Лучше всего окружающий мир познается в процессе игры. Отдать ребенка на IT-курсы можно, но как его увлечь? Программирование, алгоритмы и код абстрактны, нет возможности увидеть и пощупать результат своих усилий.

Робототехника на уровне "деталек" это, в первую очередь, привычный любому ребенку конструктор. Да, дополненный блоком управления, различными датчиками и двигателями, а также комплексом программного обеспечения, но - конструктор, в который можно просто играть. И только потом, втянувшись, увидеть, как можно с помощью кода заставить робота двигаться.

Робототехника объединяет в себе творчество и игру, механику и программирование, а также что-то от физики, математики, информатики и других наук. А кроме того, развивает мелкую моторику и коммуникативные навыки, потому что это командная работа. Дети учатся презентовать свои проекты, потому что надо суметь показать своего робота и рассказать о нем.

А у нас есть те, кто будет классно и не скучно этому всему учить?

Алиса Большакова: Так как робототехники не было в системе основного образования как отдельного предмета, то и педагогов целенаправленно никто не учил. Только недавно в университете им. Герцена и Московском педагогическом госуниверситете появились кафедры, где магистры могут получить дополнительную специализацию педагога робототехники.

А готовый преподаватель нужен уже завтра в каждой школе. Сегодня робототехникой в школах занимаются либо люди с педагогическим образованием, но очень слабыми знаниями по теме, либо люди в теме, но без педагогического опыта и образования.

Еще лет десять назад дети не сталкивались с роботами, а сегодня они - неотъемлемая часть реальности. Фото: Михаил Синицын

Что делать?

Алиса Большакова: Один из вариантов решения - привлекать специалистов, которые уже занимаются с детьми в кружках и школах робототехники и студентов старших курсов технических вузов. Но важно учитывать возраст детей. Для младших классов или дошколят это обязательно должен быть педагог, даже педагог-психолог. В таком случае учителю достаточно пройти небольшую переподготовку, ознакомиться непосредственно с конструктором, который будет использоваться на уроках. Главное - понимать психологию детей.

Ребята в возрасте 10 лет и старше часто лучше воспринимают не взрослых, а студентов. Подростки к ним тянутся, им легче найти контакт - студент технического вуза разговаривает на понятном языке, а, главное, может на примерах показать, что робототехника может дать в будущем.

А как вообще начиналась история робототехники в России?

Алиса Большакова: Большинство педагогов, которые начинали развитие робототехники, - студенты-технари, которые очень много лет отработали вожатыми в лагерях. Я и сама из этой "песочницы". В обычных школах это энтузиасты: создавали научные школы, издавали пособия и книги. Как, например, в 239 физико-математическом лицее Петербурга, сотрудники которого стали отцами робототехники в России.

Вслед за эпохой романтиков-энтузиастов в робототехнику пришли прагматики, из разряда экзотики робототехника перешла в статус кружков в детских садах и вошла в программу дополнительного образования. Современные школы строятся уже оснащенные классами робототехники.

Но есть масса кружков по робототехнике, где, кажется, просто выдают конструкторы на руки и все. А родители платят за это немалые деньги…

Алиса Большакова: Разумеется, нашлись и те, для кого развитие робототехники - бизнес. Важно помнить: занятия по робототехнике легко превратить в слепое следование инструкции по сборке и заучивание решений, которые могут пригодиться на очередной Олимпиаде. Но практика показывает, что это работает только на короткой дистанции. Современные соревнования подразумевают работу детей без помощи тренеров и доступа к интернету. А потому для успеха становится важен научный, методический подход - изучение, практика, самостоятельное творчество. Задача преподавателя робототехники- донести и объяснить теорию, а придумать ей применение и воплотить это в жизнь ученик должен уметь сам, с минимальными подсказками.

У робототехники большие перспективы - это машиностроение, авиация, логистика и даже сельское хозяйство завтрашнего дня. Список можно продолжать - и во все эти отрасли нужны будут специалисты, чьи первые знания о робототехнике будут получены уже завтра в простой средней школе.

Перед преподавателями робототехники, технологии, директорами школ и завучами в новом учебном году стоит серьезный вызов - сделать так, чтобы робототехника не превратилась в предмет "для галочки".