Что делать, если ваш ребенок провалил экзамены
Ребенок не поступил. Это значит, что он неспособный или лентяй?
Татьяна Бондаренко: Для начала неплохо убедиться, что поступить и учиться в вузе - именно в этом вузе - хотел сам ребенок. Есть такой механизм психологической защиты, как "интроекция". Это процесс, в результате которого нечто, идущее извне, ошибочно воспринимается как идущее изнутри. То есть вполне возможно, что авторитарные родители просто внушили подростку, что это он хочет учиться в данном институте.
Так что причина того, что ребенок провалил поступление, может оказаться в том, что его просто не слушали, выбирая вуз, или слушали вполуха. Еще одна форма защиты - регрессия. Когда ребенок словно соскальзывает к привычкам, присущим более раннему возрасту.
Фактически это незрелость?
Татьяна Бондаренко: Да, если первая причина - в том, что вуз выбрали родители, то очень часто они ведь и выбирают именно потому, что сам ребенок ничего не хочет. Он говорит: "Ну, я все-таки в школе отучился, теперь отдохну".
Но возраст от 18 до 25 лет - это важнейший этап профессионального и личностного становления человека. Время поиска ответов на вопросы "Чего я хочу? Кем я себя вижу в этом мире?". Это очень важно. И задача родителей - лишь направлять и поддерживать детей.
Но многие подростки действительно еще не доросли до способности выбрать профессию.
Татьяна Бондаренко: Здесь очень важен стиль воспитания, которого придерживаются в семье. Если в семье практикуются стили воспитания "Кумир Семьи" и "Гиперопека", то у детей формируется выученная беспомощность.
И такой ребенок действительно не сможет сам принять решение. Тогда как форму защиты он выбирает регрессию, склонность к проявлению моделей детского поведения. Подросток может быть развит интеллектуально, он много читает, многое знает, но психическое развитие его идет с задержкой.
Он не может брать ответственность, все время боится, все переспрашивает. А еще из-за неправильного стиля воспитания, да и из-за очень распространенной сейчас зависимости от соцсетей у многих молодых включается и такая форма защиты, как изоляция. Человек сидит дома, никуда не выходит, в реале ни с кем не дружит, не общается.
Как привычка к изоляции мешает при поступлении?
Татьяна Бондаренко: Такие дети не хотят идти в вуз, они согласны, например, учиться дистантно. Я всегда говорю: пожалуйста, не инвалидизируйте ребенка. Наша с вами задача - не просто сделать его умным. Социальный инвалид - это тот, кто не вписался в общество. Он не умеет выстраивать отношения с другими. С этим нужно работать и адаптировать его к действительности. Вот он пытается поступить. А хочет ли? К школьному окружению он как-то привык. А сейчас боится выхода из зоны комфорта. Выход вызывает тревогу.
Получается, это закладывается с детства. Что-то сейчас можно исправить?
Татьяна Бондаренко: Нужно определить, какие же именно у него желания, и построить планы. При этом вы должны сопровождать его, но не идти впереди - надо держаться рядом и даже чуть сзади, направляя подростка в поиске себя в этом мире. Очень важно "прописать" всю дорожную карту и все варианты развития событий. Недавно я консультировала девочку-подростка, и она рассказала, что родители будут снимать ей жилье рядом с вузом в центре Москвы. Я удивилась, потому что оба родителя работают учителями. - "Вы ведь поступаете на бюджет? Вам будет положено общежитие". - "Я не буду жить в общежитии!" Мама услышала из-за дверей и вбежала с восклицанием: "Что ты выдумываешь! У нас нет таких денег!"
То есть у них совершенно разные картины в голове...
Татьяна Бондаренко: Получается, они ничего не обсудили, не согласовали никакие ключевые вопросы: где жить, на какие средства, будет ли она подрабатывать по вечерам? На каждый вариант развития событий должен быть четко обговоренный план: если поступит, то будет жить там-то или там-то, будет сам себя обеспечивать или же вы будете выделять какую-то (какую?) сумму ежемесячно. Если не поступит туда, куда хотел, то выберет другой вуз или же пойдет работать, желательно "поближе" к своему будущему профилю, и т.д. Сравнить и выбрать вузы, разобраться, где какие существуют факультеты и программы, - это тоже большая работа, и ребенок должен проделать ее сам.
А если и спустя год ребенок так и не может особо определиться?
Татьяна Бондаренко: Я советую пообщаться со сверстниками, послушать, куда идут, где уже учатся они. Если уж ничего не понятно про себя, то неплохой мотивацией может даже быть "поступление за компанию" с другом. В дальнейшем ваш ребенок может и заинтересоваться темой, а может сориентироваться и перевестись на более близкий ему профиль. Главное - не оставаться бездельничать вне колеи, встать на лыжню. Два месяца безделья - и мотивацию вернуть будет очень сложно. Не говорите ребенку: "Если не поступишь, ничего страшного, поедем в отпуск". Если пообещать отдых и развлечение, то какая может быть мотивация...
Сразу после экзаменов происходит "ярмарка тщеславия": все хвалятся, кто куда поступил. Как тут поддержать своего ребенка?
Татьяна Бондаренко: Конечно, мы все разные, и если кто-то клюет своего ребенка, нужно работать с родителями. Но вообще, никакой другой поддержки, кроме той, о которой я сказала, не требуется. Иначе очень быстро "несчастное дитя" начинает манипулировать родителями: "У меня депрессия, я ничего не хочу делать". И дома поселяется такое злобное существо, которое только и делает, что зависает в соцсетях и грубит старшим.
Хорошо, решено идти работать. Правильно ли брать с подростка лепту в бюджет семьи?
Татьяна Бондаренко: Если родители смогли так воспитать ребенка, что он может и хочет вносить свою лепту, это просто прекрасно. Но многие взрослые сами не способны брать деньги с ребенка. Часто, кстати, родители совершают и такую ошибку: пристраивают ребенка на работу к родственникам или берут в свою фирму. Это ни к чему хорошему не приводит, истинной социализации так не произойдет. Хотя есть и другие примеры. Так, я знаю очень обеспеченную семью, где сын-студент снимает у родителей квартиру и платит с собственных заработков. Потому что они считают это необходимым для его взросления.
Я очень люблю одну цитату из Фрейда. Он говорил: "Воспитание должно найти свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета"...