Несмотря на это, в обществе все еще силен стереотип: управленческие должности и высокие посты - это удел сильного пола. Согласно опросу Kontakt InterSearch Russia, 44 процента мужчин и 38 процентов женщин отметили, что хотят работать в подчинении у мужчины. При этом среди мужчин не нашлось ни одного респондента, который бы ответил, что предпочитает работать под руководством женщины.
"Согласно опросам hh.ru, подчиненные мужского пола склонны ниже оценивать работу своих руководителей-женщин, а соискатели, чьим руководителем является женщина, чаще положительно оценили бы, если бы руководителем стал мужчина, - говорит руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. - Интересно, что сами женщины также не приветствуют факт смены их руководителя-мужчину на руководителя-женщину: 18 процентов женщин линейных руководителей и топ-менеджеров скорее отрицательно, а 6 процентов крайне отрицательно отнеслись бы, если их непосредственным руководителем стала женщина. У мужчин распределение негативной реакции на такую замену немного другое: 14 процентов скорее отрицательно и 6 процентов крайне отрицательно".
По данным Kontakt InterSearch Russia, женщины чаще получают место работы, если их предшественницей также была женщина, мужчины приходят на место мужчин.
В ходе опроса 54 процента женщин признались, что сталкивались с ситуацией гендерного неравенства: 44 процента - иногда, 10 процентов регулярно. Мужчины говорили о подобной ситуации только в 30 процентах случаев.
"Результаты исследования нас не сильно удивили, поскольку еще раз продемонстрировали укрепившиеся стереотипы относительно роли женщины в бизнесе, - поясняет партнер Kontakt InterSearch Russia Галина Спасенова. - Для мужчин все еще неприемлема работа под руководством женщины. Вероятно, это связано с патриархальными устоями. Большинство руководящих постов занимают именно мужчины, и пока о паритете в управлении говорить не приходится. Нередко мы слышим и скептическое: "Женщины управляют эмоционально, а не профессионально". Стереотипы о женщине в управлении обуславливают и нежелание самих женщин работать с представительницами своего пола".
Вместе с этим респонденты отмечают, что в последние годы гендерной повестке стало уделяться больше внимания. Однако на практике только 18 процентов компаний реализуют инициативы, направленные на гендерное равенство.
"В нашей компании сформировалась устойчивая тенденция поддержания женского лидерства, - говорит директор по персоналу компании "Валента Фарм" Екатерина Берестова. - Мы регулярно проводим программы развития руководителей, в которых сотрудницы активно принимают участие".
"Разворачивавшаяся до последнего времени ESG-повестка с глубокой интеграцией компаний на международном уровне делала отдельный акцент на гендерном равенстве, - рассказывает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - В России были сделаны первые шаги, но мы пока не можем наблюдать результат этих усилий, поскольку они имеют отложенный эффект. Но те компании, которые дольше практикуют ESG-подход, говорят о положительных социальных и экономических эффектах. Например, по данным ООН, достижение 30-процентной представленности женщин на руководящих должностях приводит к увеличению прибыльности на 15 процентов. Финансовые показатели - наиболее весомый аргумент в изменении корпоративных политик, поэтому можно ожидать, что постепенно тренд на большее присутствие женщин на руководящих должностях будет нарастать".
Однако практика так называемого гендерного квотирования, когда количество руководителей в компании "подгоняется" под необходимые параметры, у сотрудников вызывает негативную реакцию. По данным Kontakt InterSearch Russia, против практики гендерного квотирования выступают 82 процента мужчин и 54 процента женщин. Для сравнения: в 2020 году этот показатель находился на уровне 62 процента у мужчин и 11 процентов - у женщин.
По словам респондентов, пол не влияет на успех в бизнесе, важны лишь личные качества. Согласно опросу, мужчинам, занимающим высокие должности, чаще не хватает креативности, коммуникабельности и эмпатии, а женщинам-руководителям - последовательности и объективности.
Эксперты также отмечают, что для продвижения по карьерной лестнице и достижения высоких постов важны не гендерные факторы, а личные компетенции и навыки.
"И для руководителя-мужчины, и для руководителя-женщины важны внегендерные компетенции: сильные управленческие навыки, а также soft-skills - умение коммуницировать, выстраивать рабочие отношения с коллегами, - уверена Екатерина Мовсесян. - Если у руководителя и его заместителя общие ценности, если они доверяют друг другу в работе, то они могут сработаться, независимо от того мужчина или женщина стоит во главе".