27.07.202214:57

Эксперты назвали все риски при ввозе автомобиля из-за границы

После приостановки поставок машин некоторыми зарубежными автопроизводителями спрос на услуги профессиональных перегонщиков иномарок из-за рубежа вырос почти в два раза.

istock

Помимо дефицита моделей и марок на внутреннем рынке причиной для этого служит ценовой фактор: средняя стоимость востребованных иномарок в РФ сейчас близка к 2,3 миллиона рублей, а б/у аналогов, привезенных из-за границы, - 1,1 миллиона. Казалось бы, выгода такой покупки очевидна. Но это не всегда так, считают эксперты АвтоСпецЦентра. Рисков здесь тоже достаточно.

Во-первых, объясняют они, из-за санкций в Россию запрещен ввоз иномарок дороже 50 тысяч евро. А в Германии не каждый новый автомобиль можно продать иностранцу. Также новые авто из Европы облагаются высокими таможенными ставками - от 48 до 54 процентов стоимости, поэтому, скорее всего, привезенное из-за границы, оно будет с приличным пробегом.

Другая проблема - наличие запчастей и СТО для обслуживания. Например, из Японии чаще всего заказывают автомобили, не представленные в России, типа Toyota Yaris, 5-дверный хэтчбек Toyota Corollа и т.д. Для таких моделей достать комплектующие проблематично.

К тому же, покупая за рубежом "телушку за полушку", надо помнить и про вторую часть поговорки о стоимости транспортировки, напоминают специалисты. Доставка железнодорожным транспортом из Владивостока до Москвы составит 110-117 тысяч рублей за седан, 117 - 125 тысяч - за минивэн или кроссовер, 150 тысяч - за джип или микроавтобус. Стоимость услуг перевозчиков авто из ОАЭ в РФ составляет примерно 160 тысяч рублей, плюс еще около 35 тысяч надо будет заплатить за брокерские услуги при прохождении таможни для ускорения процесса (до 3 дней). Плюс расходы на "растаможку".

Сроки транспортировки автомобилей из-за границы также нельзя назвать оптимальными: из порта Йокогама (Японии) до Владивостока авто будет ехать 3 месяца, доставка до Краснодара займет 4-5 месяцев без учета транспортировки до Йокогамы. На каждом из этапов транспортировки автомобиль может быть поврежден: утонуть, получить царапины при выгрузке через рампы судна-автомобилевоза, при погрузке на поезд или на автовоз.

"Проблемы с документами, скрученный пробег и техническое состояние, несоответствующее заявленному, - это основные подводные камни, с которыми сталкиваются клиенты "серых" перевозчиков. Предоплата без гарантии доставки автомобилей в срок или передачи его заказчику, отсутствие у большинства моделей адаптации к российским условиям - риски, значительно превышающие выгоду от покупки авто за границей. Помимо этого распространены случаи "продажи" ввезенного авто сразу двум владельцам: в лучшем случае автомобиль достанется тому, кто заплатит больше, в худшем - оба потеряют предоплату, которая зачастую достигает 70 процентов", - говорит директор департамента автомобилей с пробегом ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов.

Если перегонять авто из Армении, то оформление пакета документов для постановки его на российский учет обойдется в 115 тысяч рублей, включая оплату утилизационного сбора. Доставка до Москвы будет стоить примерно 50 тысяч рублей. Но основная проблема ввоза авто из Армении не в стоимости. "Нередко при оформлении свидетельства о безопасности конструкции (СБКТС) в соседних государствах, включая Армению, завышают экологический класс авто. Это может стать причиной аннулирования факта постановки автомобиля на учет в ГИБДД", - комментирует гендиректор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.

При покупке автомобиля за рубежом нужно заранее подумать о возможности послепродажного обслуживания, наличии запчастей и техобслуживания на территории России, продолжает он. Современные ТС имеют много электронных компонентов, авто, выпущенные для рынка Азии или Европы, необходимо дополнительно адаптировать под условия РФ. Например, оснащать системой "ЭРА-ГЛОНАСС", загружать российское ПО и т.д. Многие не знают, что у автомобилей, произведенных для ОАЭ, зачастую отсутствует антикоррозийная обработка кузова - она там попросту не нужна из-за особенностей климата, равно как и печка. Представить себе эксплуатацию автомобиля без такого важного оборудования зимой в России попросту невозможно.

Эксперты также не советуют россиянам "связываться" с перегнанными из-за рубежа машинами и с юридической точки зрения. "Проверка юридической чистоты и технического состояния авто перекладывается на представителя перегонщика. И нет гарантии, что он все проверит добросовестно. Проверить машину, зарегистрированную на иностранца, узнать, есть ли на ней какие-то обременения, очень сложно. Если авто угнанное, то оно может быть в розыске по базе Интерпола, и его впоследствии изымут", - сообщил "РГ" директор по развитию TENCAR Глеб Лубенников.

А председатель Волгоградской областной коллегии адвокатов № 1 Виктор Демянчук добавил в копилку рисков и факт невозможности оформления в некоторых случаях договора купли-продажи. "Водителю выдается доверенность, а автомобиль остается в собственности у продавца-иностранца. Юридически автомобиль передают во временное пользование, а не в собственность. Поэтому нет никаких гарантий, что автомобиль останется вашим навсегда. Таким автомобилем можно пользоваться. Главное условие - ежегодно выезжать за пределы страны, чтобы "обнулить" срок временного ввоза. Если срок пропущен, необходимо будет заплатить таможенную пошлину. В противном случае покупатель рискует получить штраф или лишиться машины, так как ее могут конфисковать".

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации