Дилемма автодилеров: закрыться или продавать "китайцев"

На фоне отсутствия поставок новых машин в России стали массово закрываться автосалоны, и, судя по всему, их число будет только расти. Не станут спасением для дилеров и китайские марки, которые просто не смогут обеспечить автомобилями всех желающих.
iStock
То ли еще будет

Большинство автопроизводителей вот уже почти полгода не поставляют машины российским дилерам вследствие разрыва логистических цепочек или приостановки своей деятельности из-за внешних санкций. Причем речь идет, как известно, не только о прекращении импорта автомобилей, но и приостановке производства на собственных же заводах в нашей стране.

Несмотря на низкий объем продаж в последние месяцы, дилерские склады постепенно пустеют, и некоторым автосалонам уже стало нечего продавать. В этих условиях дилерские центры стали массово закрываться: начиная с апреля их число сократилось на сотню и по состоянию на середину июля составило 3,1 тыс. единиц, подсчитали в агентстве "Автостат".

"Сокращение числа официальных дилерских центров, которое мы видим сейчас - лишь вершина айсберга. Пока лишь малая часть из более чем 50 представленных на российском рынке марок заявили о полном уходе с рынка, но, если "приостановка" поставок у других выльется в демарш - мы уже к концу года можем увидеть цифру в 2,5 тыс. дилерских центров и даже менее. Причина проста - дилеры просто не могут существовать, продавая по одной машине в 2-3 дня. По мере опустения складов, дилеры будут прекращать работу или переориентироваться на параллельный импорт, перспективы которого, к слову, еще очень туманны. И такие продажи не будут иметь официальных оснований с точки зрения дилерских контрактов", - комментирует директор по развитию автомобильного портала "Дром" Антон Серков.

В свою очередь, независимый эксперт по авторынку Сергей Новосельский отмечает, что избежать закрытия дилеры могут только в случаях, когда их портфель брендов включает в себя марки, остающиеся в России (ряд корейских и китайские бренды). Также у дилера должна быть отстроена система работы с автомобилями с пробегом и выстроен сильный сервис, причем неофициальный - то есть не привязанный к конкретным производителям. И, безусловно, при наличии кредитной нагрузки (а без нее в автобизнесе работают единицы), должна быть финансовая возможность стабильно ее обслуживать. Но это, скорее, следствие первых двух условий - продаж автомобилей с пробегом и сервиса.

По оценкам эксперта, таким критериям соответствует не более 30-35% дилеров по стране. Еще часть автосалонов сможет выжить, получив дилерства китайских марок, также некоторые перейдут под внешнее управление кредитующих структур. Но в целом, уйти с российского авторынка могут 35-40% игроков, если государство не введет каких-то целевых мер поддержки именно дилерского сообщества.

"Серое" будущее
Фото: iStock

На сегодняшний день сокращение количества дилерских центров наблюдается, прежде всего, у европейских и американских марок. Так, за второй квартал 2022-го на 2 дилера меньше стало у Opel и Volvo, на 3 - у Mini, на 5 - у Cadillac, говорится в исследовании "Автостата".

Французские компании Renault и Peugeot потеряли соответственно 6 и 7 официальных автосалонов. У Jaguar и Land Rover таковых оказалось 11. Но больше всего дилерских центров лишилась сеть Chevrolet от компании UzAuto - сразу 35. А вот среди японских брендов общие потери пока невелики - минус 8 дилеров. Закрытие автосалонов вышеупомянутых марок, очевидно, скажется на доступности покупки и обслуживания их автомобилей для рядовых потребителей в различных регионах страны, особенно в небольших городах.

Как считает генеральный директор сети автсоалонов Fresh Auto Денис Мигаль, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей в связи с уходом иностранных производителей практически не изменится. Благодаря параллельному импорту сейчас в России нет дефицита запчастей, в том числе оригинальных, а также постепенно налаживаются поставки новых автомобилей через территорию дружественных стран. Поэтому конечным потребителям не стоит переживать за отсутствие технической поддержки - просто ответственность по гарантии, например, будет нести официальный дилер, а не производитель.

"Обслуживать машины станет, безусловно, дороже и сложнее, даже если речь идет о неоригинальных комплектующих и крупных городах. Уже сегодня владельцы вышеупомянутых брендов испытывают сложности с гарантийным обслуживанием - запчастей попросту нет, а порядок компенсации затрат дилерам со стороны производителей находится под вопросом. Тем не менее, бизнес найдет возможности удовлетворить спрос, и дефицита запчастей, думаю, ожидать не стоит. Однако вопрос их качества и стоимости пока остается открытым", - рассуждает Антон Серков.

С надеждой на "китайцев"
Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Между тем, у корейских и российских автопроизводителей дилерские сети остались на том же уровне, что и три месяца назад. При этом порядка 50 автосалонов в России во втором квартале начали работать с китайскими брендами.

Лидером в этом плане стал премиальный Exeed, у которого за три месяца стало на 13 дилеров больше. У FAW дилерская сеть выросла на 9 центров, у Chery - на 7, у Geely - на 5. Кроме того, по 2 новых автосалона появилось у Haval и JAC. По прогнозам "Автостата", если текущий тренд сохранится, то к концу года число дилеров китайских марок может вырасти еще в 1,5 раза до 1000 центров.

По мнению Сергея Новосельского, участникам авторынка не стоит на уповать на китайские марки, как на спасение от всех проблем, поскольку уже сейчас количество заявок в наиболее привлекательных для дилеров представительствах - Geely, Chery/Exeed и Haval - превышает их производственные мощности и возможности поставок.

"За неимением привычных моделей, отечественный потребитель очень быстро распробует китайский автопром. Это обеспечит практически беспрепятственную переориентацию аудитории "на восток", и у таких брендов лучшие времена еще впереди. Дилерская сеть будет расти и далее, заходя в менее населенные регионы, вытесняя там европейские бренды. Проблема лишь в том, что в гонке за "премиальностью" по-настоящему бюджетных моделей "китайцы" почти не предлагают, а именно такие машины традиционно пользуются максимальным спросом в нашей стране. И, по совпадению, именно их проще производить в условиях дефицита электронных компонентов", - резюмирует Антон Серков.