Могут ли игрушки причинить ребенку вред
Кажется, игрушка - безделица. А ее изучают, оценивают эксперты. Не преувеличиваем ли мы ее важность?
Екатерина Клопотова: Игрушки действительно важны. Они выполняют целый ряд функций.
И одна из главных ролей ее в том, что игрушка - это путь к социализации, предмет, обеспечивающий вхождение ребенка в культуру.
То есть не стоит позволять ребенку игрушки, которые несут вызов нашему вкусу, как в нашумевшей истории с "горшочком-порошочком"? Карамель там предлагалось окунать в игрушечный унитаз и облизывать.
Екатерина Клопотова: Да, то, что может быть приемлемо в чужой культуре и действительно считывается там как юмор, может быть совершенно неприемлемо в другой. Сама по себе игрушка не может принести ребенку вред - да и пользу тоже. Все нужно рассматривать в контексте. Привязка к культуре задает некое содержание. Детская игрушка имеет роль не только развлекательную, но и развивающую. Подумайте: а что с помощью этого "горшочка"можно в ребенке развить?
Получается, игрушки таки формируют личность ребенка?
Екатерина Клопотова: Важность предмета определяется вниманием, которое привлекает. Игрушки в определенном возрасте играют существенную роль в развитии ребенка. Но сами по себе они никакого воздействия не несут. Вот сейчас много шума поднимается вокруг тех же самых Хаги-Ваги. Но сам по себе Хаги-Ваги навредить ничем не может. Вот если взрослый наблюдает у ребенка какие-то негативные проявления при игре с такого рода игрушкой, стоит обратить внимание.
Честно - при взгляде на лица этих зубастых чудищ стало не по себе.
Екатерина Клопотова: А дети не вычленяют эти черты как первичный признак. Они говорят, что с Хаги-Ваги приятно обниматься. И все-таки не надо придавать большое значение таким игрушкам. И если вы считаете, что не надо ему Хаги-Ваги - то и не надо, замените на другую игрушку. А если ребенок настаивает - это повод подумать почему. Но запрещение непродуктивно. Так можно и сказки про Бабу-ягу запретить, и про Кощея Бессмертного...
Часто отцы против, чтобы сын прикасался к куклам или катал коляску.
Екатерина Клопотова: Игрушка позволяет ребенку выполнять определенные действия, подражая взрослому. А ведь папы тоже часто катают коляски, и детей на руках носят, и на кухне что-то готовят. Поэтому и подражание отцу тоже может быть. Но тут более существенным, на мой взгляд, является другой момент. Например, девочки очень часто хотят играть в машинки - даже чаще, чем мальчики катать коляски. Так что это в большей мере представление взрослых о гендерной фиксации, то есть мальчик должен играть в машинки, а девочка - в куклы. Это и дальше продолжается: девочка не должна играть в футбол, а мальчик не должен заниматься бальными танцами или фигурным катанием.
В итоге мы обедняем и мальчиков, и девочек?
Екатерина Клопотова: Да, так мы ограничиваем опыт ребенка. Конечно, если 14-летний мальчик играет в куклы, то тут стоит насторожиться. Но если это дошкольник, то для него сюжетно-ролевая игра - важнейший способ познания мира и познания себя.
То есть мальчику можно купить куклу?
Екатерина Клопотова: На самом деле здесь вообще нет "можно" и "нельзя". И куклы, и мишки - это все объекты для сюжетно-ролевой игры. Ребенок, кстати, может и куклами играть, как солдатами. Потому что ему важно, чтобы у него был материал для игры. Для спокойствия родителей тут лучше подходят более вариативные куклы, которые могут и одну роль выполнять, и другую.
Ролик моих знакомых получил рекордное число просмотров: папа сгребал игрушки лопатой...
Екатерина Клопотова: По исследованиям, у среднестатистического московского ребенка может быть до нескольких сотен игрушек в комнате. Активно использует он лишь 10-15. Игрушек должно быть столько, сколько ребенок способен удерживать в поле зрения. И есть смысл менять игрушки, чередовать. Главное, чтобы вокруг были актуальные для ребенка игрушки.
Что делать, если ребенок мечтает об игрушке, которая вам не по карману?
Екатерина Клопотова: Задать вопрос: зачем ребенку эта игрушка? Часто это статусная категория: у всех есть, и я хочу. Бывает иногда, что для статуса ребенку и стоит купить игрушку. Но не всегда покупка помогает изменить ситуацию. Это повод задуматься, какие проблемы, возможно, есть у ребенка.
Иногда мы покупаем игрушки, в которые нам самим хочется поиграть.
Екатерина Клопотова: В этом нет ничего плохого, если играете вы с ребенком. Для него это самое важное. И если вам самому интересно, то у вас и игры будут более развернутые и содержательные. От этого всем только польза.
Екатерина Клопотова - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии образования, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Одна из основных тем ее научных интересов - психолого-педагогическая экспертиза игры и игрушки.