Михаил и Марина, воспитывавшие девочку с двухмесячного возраста, готовы сделать все, чтобы вернуть малышку домой.
- Они настроены очень решительно, - поделилась с "РГ" родственница Бухашеевых Наталья Токарева. - Вся эта история очень сплотила нашу семью, у нас появилось множество друзей, с помощью которых мы по крупицам восстанавливаем правду. И самое главное - у нас теперь есть адвокат, разбирающийся во всех нюансах системы опеки и попечительства, готовый представлять интересы семьи в суде.
Напомним, 22 июля жизнь Бухашеевых перевернулась: пятилетнюю Аню забрали из семьи. Представители органов опеки Иркутской области пригласили Бухашеевых на встречу с биологической матерью девочки, где пятилетнюю кроху, плохо понимающую, что происходит, вырвали из рук Михаила и увезли в приемник для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Оттуда ребенок вместе с биологической матерью Аноргул Гайбулаевой отправился в Новосибирск, чтобы улететь в Таджикистан "к любящим родственникам".
Едва оправившись от шока, приемные родители обратились в СМИ. Поднялся шум. В ситуацию по просьбе "Российской газеты" вмешалась Мария Львова-Белова, Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, и направила запросы в соответствующие инстанции. Благодаря ее усилиям и тому, что Михаил Бухашеев ранее подал заявление о запрете на вывоз ребенка за пределы РФ, биологическую мать с девочкой развернули буквально в аэропорту, за несколько часов до вылета.
Сейчас ситуация такова: малышка вместе с биологической матерью находится на территории консульства Таджикистана в РФ в Новосибирске. За его пределы они выйти не могут - у Гайбулаевой 29 июля истек срок пребывания в РФ. О состоянии девочки ничего не известно - органы опеки, передав ребенка биологическим родителям, посчитали свою миссию выполненной. А обеспокоенным Михаилу и Марине Бухашеевым ответили в том духе, что они теперь ребенку никто и знать о нем им ничего не положено.
У семейного юриста Алексея Гордилежи, защищающего интересы Бухашеевых, немало вопросов и к биологическим родителям, и к органам опеки.
Первый из них касается "законности оснований" для передачи ребенка биологическим родителям.
- Документы ребенка изначально были оформлены неверно, что вызвало череду противоречивых решений, - отмечает он. - Сначала Бухашеевы удочеряют девочку, затем это решение отменяется "в связи с новыми обстоятельствами" в лице биологических родителей девочки, которые вдруг предъявили на нее права. С этой историей еще предстоит разобраться. Сейчас важнее другое: почему органы опеки так решительно встали на сторону биологических родителей? Ведь они пять лет назад уже бросили девочку в роддоме. Можно ли доверить им ребенка?
Заявления органов опеки о "достойных условиях проживания" ребенка в кровной семье тоже вызывают сомнения у юриста. Как можно сравнивать уровень жизни в семье гастарбайтеров из Таджикистана и работающих россиян? Азиз Асадов, биологический отец девочки, трудился в маленькой частной пекарне, Аноргул сидела с детьми - у нее их еще четверо. Едва ли можно предположить, что зарплата пекаря в России позволит безбедно жить целой семье на территории Таджикистана.
- Я посмотрел документы, представленные биологической матерью в органы опеки: там на 55 "квадратах" прописаны семь человек, - рассказал Алексей Гордилежа. - А сколько фактически живет, неизвестно. И это более чем стесненные условия. Особенно если сравнивать с теми, что были у Бухашеевых. Добавьте к этому разницу культур. Возможно, для ребенка, воспитывающегося с рождения в таджикской семье, нормально спать на матрасе, брошенном на пол. Но для ребенка, который привык спать на своей кровати в своей комнате, это шок. И так - в тысяче бытовых нюансов. Почему сотрудники органов опеки не приняли этого во внимание?
Все это наводит юриста на предположение, что истинная цель биологических родителей - получение российского гражданства. А органы опеки по каким-то причинам решили помочь.
- Я не верю в совпадения, - отмечает Алексей Гордилежа. - И уж тем более не верю в рассказы о том, как биологические родители "пять лет пытались вернуть ребенка". Напомню, решение об отмене удочерения было принято в мае 2019 года. Почему же они не приехали за девочкой тогда? Более того, они не проявляли никакого интереса к ребенку: не писали, не звонили. Но как только у Ани появилось российское гражданство - это произошло в июне 2022 года, - они обнаружили фантастическую активность. И я считаю, это неспроста. В соответствии с законодательством они теперь тоже могут рассчитывать на российские паспорта. И это открывает им доступ ко всем государственным социальным программам, действующим для граждан РФ, среди которых и материнский капитал, и выплаты на детей, и другие меры поддержки.