Страсти по Жанне Д'Арк

Новость о том, что в лондонский шекспировский театр "Глобус" собирается кардинально переосмыслить образ Орлеанской Девы, поставив пьесу Чарли Джозефин "Я, Жанна" (I, Jane), в которой главная героиня становится "небинарной персоной", использующей по отношению к себе местоимение "они", вызвала бурную реакцию как за рубежом (в том числе - и в России) , так и в самом Соединенном Королевстве.
Андрей Абрамов и Андрей Голубев/фестиваль "Золотая маска"

Ранее свое возмущение высказал почетный профессор социологии Кентского университета Франк Фуреди, отметив, что речь идет об открытом переписывании истории, коверкании исторической действительности в угоду сегодняшним представлениям и нивелировании героического подвига женщины, который имеет огромное значение для Франции и ее граждан.

Феминистские организации не могли оставить произошедшее без внимания. Хизер Биннинг из Women Rights Network заявила в интервью MailOnline, что спектакль нанесет вред женщинам, потому что "происходящее демонстрирует, насколько сфера искусства и творческая индустрия прониклась "woke-идеологией", игнорируя тот факт, что "проявление доброты" к одной группе людей в действительности наносит ущерб другой важной и фундаментальной социальной группе, дискредитируя ее".

Бинниг говорит о том, что Жанна Д'Арк была женщиной, все время своей юности отдавшей уходу за животными, уборке и приготовлению пищи. Девочку в раннем возрасте посетило видение, в котором ей было явлено, что она должна сражаться за Францию. И дабы воплотить в жизнь предначертанное, Жанне пришлось надеть мужской костюм - это не имеет никакого отношения к "самоощущению". Речь идет о "биологической реальности" того времени и крайне ущербном социальном статусе женщины, ведь очень многим представителям женского пола на протяжении нескольких веков приходилось выдавать себя за мужчин, чтобы быть воспринятыми серьезно и преуспеть в своих устремлениях. Кроме того, переписывание женской истории, по ее мнению, является оскорблением, а использование местоимений третьего лица множественного лица "грамматически необоснованно, безобразно выглядит, а также вводит в заблуждение тех членов общества, которые сталкиваются с проблемами в процессе освоения языка".

Автор всемирно известного литературного цикла о Гарри Поттере, тезка Жанны Д'Арк, писательница Джоан К. Роулинг, подвергшаяся в последние годы жестокому преследованию и шельмованию за открытую демонстрацию своего консервативного взгляда на гендерную проблематику, не решилась открыто выступить с заявлением, но, судя по всему, бдительно следила за подробностями нового скандала. Она поддержала саркастический твит Лизы Маккензи, который гласил: "Следующее на очереди: Наполеон был женщиной, потому что он потерпел поражение в битве при Ватерлоо".

Им вторит представительница высшей школы Сара Рутерфорд. Британское издание Daily Mail приводит ее слова: "Это меня оскорбляет, Жанна Д'Арк является культурной иконой феминизма, ей удалось вырваться из оков современного ей представления о женщинах. А термин "небинарность", как нам неоднократно говорят, обозначает отсутствие принадлежности как к мужскому, так и к женскому. Мы знаем, что она была женщиной. Пожалуйста, прекратите применять современные бессмысленные идеологические конструкты к историческим личностям".

Слова поддержки вышесказанному прозвучали и из Вестминстерского дворца. Член британского парламента от Лейбористской партии Рози Даффилд сказала следующее: "Мизогиния, изгнание женщин - наших слов, нашей сферы жизни, наших нарративов, нашей истории, того места, которое мы в ней занимаем, демонстрация этой тенденции под вывеской "искусства", "политики", "науки", это все проявления того же женоненавистничества".

Виктория Смит сформулировала свое отношение следующим образом: "Вы правы, вы не первые и не последние из числа тех, кто считает, что гендерно неконформные женщины не являются женщинами. Это называется сексизм".

Энн Видкомб, в прошлом член британского парламента, представлявшая Консервативную партию, делает акцент на том, что к лицам, причисленным к лику святых, должно относиться с уважением. То, что кому-то хочется поиграть с их образами, чтобы сделать определенное заявление, оскорбительно, это чудовищный фарс. Жанна Д'Арк была женщиной, и нет никаких свидетельств в пользу обратного. Как можно пытаться лишить ее женского естества? Услышь она это про себя, она бы презрительно усмехнулась, а Уильям Шекспир (к которому создатели спектакля пытаются апеллировать), схватился бы за голову, будучи не в силах поверить происходящему.

Лидер Партии равенства женщин (Women's Equality Party) Софи Уокер высказалась следующим образом: "Когда я была маленькой девочкой, образ Жанны Д'Арк олицетворял все то, что одна юная девушка на самом деле могла противопоставить монолитному строю мужчин. Превращение во что-то иное и попытка выдать это за прогресс вызывает колоссальное огорчение.

По сообщению Daily Mail, полевой опрос парижан со всей очевидностью показал несогласие с новой трактовкой и возмущение вольным отношением к их соотечественнице по другую сторону Ла-Манша.

Комментарии британцев под статьей выявили аналогичные тенденции, правда, густо сдобренные ехидством и сарказмом. Один пользователь предложил название "Мы, Жанна", другой пишет, что автор пьесы занимается откровенным самолюбованием - ну кто же пойдет смотреть пьесу, в которой "все только о них"! Кто-то предлагает назвать сие "Второй смертью Жанны Д'Арк" (и его поправляют - происходящее больше похоже на второе сожжение на костре), отдельные тревожные читатели делятся собственными опасениями - Боудикка такими темпами станет транс-персоной, а ведь есть еще Леди Годива и королева Мэдб…