Что в нем было хорошего и полезного (кроме того, что многие, как и автор этих строк, впервые открыли для себя такой замечательный город, как Екатеринбург)? Выделим пять пунктов.
Первое. Фестиваль заявлен как Международный Евразийский, и он действительно таким получился. Были кинематографисты из Казахстана и Киргизии, Южной Кореи и Хорватии, Сербии и Саудовской Аравии, Туркмении и Ирана, Китая и Германии и других стран.
Второе. На фестивале была достойная деловая программа - такая, которую хочется видеть в целом на киносмотрах. На дискуссиях присутствующие узнали о возможностях, которые сегодня дает работа с названными странами. Сценарная и Актерская лаборатории показали высокий уровень. Актерская вообще в стране проводилась впервые, о чем подробно писала "РГ".
Спикерами на ней стали кастинг-директора Ирина Лаврентьева, Татьяна Хречкова, Елизавета Шмакова, актер и режиссер Евгений Сангаджиев, президент Гильдии кастинг-директоров РФ Рита Ленских и президент Гильдии актерских агентов Марина Карнаева. Директор Актерской лаборатории - Юлия Хамитова. А сценарную возглавила Марина Наумова - независимый продюсер, участник программы Роскино для продюсеров в сфере международной копродукции EAVE on Demand 2020, а также деловых программ Каннского кинофестиваля.
Жюри и наставники сценарной лаборатории в этом году - Савва Минаев, сценарист фильмов "Рыжий" Семена Серзина, "Сломя голову" Евгения Григорьева, "Беспринципные" и "Цой" Алексея Учителя; Андрей Апостолов, главный редактор киностудии "Ленфильм", программный директор, преподаватель ВГИКа; Элина Столерова, шеф-редактор и креативный продюсер ГПМ КИТ; Анна Хадалаева, редактор Свердловской киностудии и фильма "Духless" Романа Прыгунова и Антон Токтонов, продюсер кинокомпании "Лонг Тейл Продакшн".
Третье. Отдельно вынесем пункт "Читки". На Свердловской киностудии артисты читали сценарии. Были представлены дебютный фильм Квентина Тарантино "Бешеные псы". Режиссером этой читки стал Арсений Мещеряков, чьи проекты зрители могли видеть в БДТ им. Г.А. Товстоногова, фестивале International Theatre Festival, Театре имени Федора Волкова. А также - дебютный киносценарий Алексея Балабанова "Счастливые дни", написанный по мотивам творчества Сэмюэла Беккета. Режиссер - Лиза Мороз, которая ставила спектакли в Большом театре, Театре.DOC, на сцене ГАБТ и в концертном зале "Зарядье", фестивале искусств "Преображение".
Четвертое. Фестиваль заново "открыл миру" Свердловскую киностудию. Не только напомнил о славной истории и созданных там фильмах, но и представил своеобразную "декларацию о намерениях", продемонстрировав возможности и потенциал. Вообще, хорошо, когда фестивали - не безликие, и за ними стоит какой-то "центр притяжения". В данном случае Свердловскую киностудию обновленного формата представляли Виктор Шадрин, Евгений Григорьев, Ольга Ерофеева-Муравьева, Алексей Федорченко и другие. Кстати, во время фестиваля было подписано соглашение о сотрудничестве между Свердловской киностудией и студией "Кыргызфильм".
И пятое, собственно, про дебюты. Не все они в основном конкурсе были отобраны по "праву первой ночи". То есть российские картины практически все уже были где-то показаны. А вот зарубежные - да, были российские премьеры. Судить ли строго за это фестиваль? Нет! Потому что делался он в год, когда многие придерживают свои проекты, не понимая, куда выведет ситуация, и уж тем более боятся отдавать на фестиваль, который проводится впервые. Однако, премьеры в данном случае - дело наживное. И в следующем году, вполне возможно, конкурс и будет состоять из новинок (тем более, что государством поддержано немало дебютов - нужно их показывать). Пока же конкурсные программы продемонстрировали заметные работы последнего времени в кино, и многие их действительно посмотрели впервые. Прежде всего - зарубежные гости и участники фестиваля.