26.08.202214:27

Кредитные карты становятся все популярнее

За семь месяцев 2022 года банки в России, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), выдали 10,42 миллиона кредитных карт. Это на 25 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Эксперты отмечают, что кредитки чаще всего используют как резервный кошелек, где можно "перехватить" деньги до зарплаты.

iStock

Только за июль банки выдали 1,73 миллиона новых кредиток (с общим лимитом более 117,51 миллиарда рублей) - на 29 процентов больше, чем в прошлом году.

Лидерами среди регионов России по выдаче кредитных карт стали Москва - 142,96 тысячи, Московская область - 109,31 тысячи, Санкт-Петербург - 72 тысячи, Краснодарский край - 70 тысяч и Свердловская область - 55,37 тысячи карт.

Рост спроса на кредитные карты у населения и в этом году - следствие увеличения стоимости кредитов в первой половине этого года на фоне резкого повышения ключевой ставки Банка России, рассказал "РГ" основатель "Школы практического инвестирования" Федор Сидоров.

"Потребительские кредиты без обеспечения в марте-мае этого года стоили более 25 процентов годовых. Люди из-за роста инфляции и общей нестабильности просто опасались брать такие дорогие займы, - отметил эксперт. - Просела также выдача ипотеки и автокредитов. Потому граждане предпочитали использовать кредитные карты для решения текущих проблем".

Примечательно, что в этом году банковские карты стали самым популярным кредитным продуктом. Во втором квартале, по данным ОКБ, было выдано 4,4 миллиона карт, и их доля в общей структуре новых выдач кредитов превысила 55 процентов. Год назад было только 35 процентов. Карты обогнали по популярности кредиты наличными, чья доля во втором квартале составила 31 процент против 45 год назад. В деньгах доля кредитных карт за прошедший год увеличилась почти втрое: с 7 до 20 процентов. Всего на руках у россиян находятся 36,8 миллиона кредиток с общим лимитом 3,7 триллиона рублей.

"Существенный рост выдачи кредитных карт, на мой взгляд, связан с тем, что люди все больше осознают преимущества данного продукта по сравнению с традиционными кредитами наличными, - сказал "РГ" аналитик ФГ "Финам" Игорь Додонов. - Преимущества заключаются прежде всего в большей технологичности и удобстве пользования кредитом. Так, необязательно использовать всю сумму кредита - можно брать его по частям по мере необходимости, а проценты будут начисляться только на используемые средства. Кредитом можно пользоваться не сразу, а в течение срока действия карты, когда это нужно. Кроме того, кредитные карты, как правило, предоставляют льготный период, когда заемными средствами можно пользоваться без уплаты процентов".

Сегодня льготный беспроцентный период у многих банков доходит до 120 дней, а у кого-то и больше. То есть у клиента есть время, чтобы вернуть потраченные средства и не платить проценты.

Впрочем, реальность такова, что из-за недостатка финансовой грамотности люди допускают просрочки по платежам, что карается договором, а иногда даже снимают наличные, за что берут большие комиссии, отмечает председатель комитета по налоговой политике и аудиту Московской Торгово-промышленной палаты, генеральный директор ГК "ЮРКОМКомпани" Юлия Зазуля.

"Зато для тех, кто грамотно распоряжается деньгами кредитка может стать даже способом заработать, - отмечает эксперт. - Если гасить задолженность вовремя в течение беспроцентного периода, то выгоднее направить собственные средства на вклад и другие инвестиции".

Как обычно используют кредитные карты? Зачастую ими пытаются закрыть так называемый "кассовый разрыв" в семейном бюджете, отмечает Федор Сидоров. Он обращает внимание на то, что объем выдачи "займов до зарплаты" в стране вырос почти в два раза. То есть людям нужны средства, чтобы дотянуть до получки.

В большинстве случаев деньги с кредитных карт тратятся на повседневные нужды, отмечает Игорь Додонов. Часто их воспринимают как запасной кошелек, где можно при необходимости взять нужную сумму, и не надо подавать заявку на кредит в банк, брать взаймы у знакомых и т.д.

"Чтобы наиболее выгодным способом использовать кредитную карту, надо внимательно читать ее условия, - советует эксперт. - Например, по некоторым картам банки предлагают бесплатное обслуживание при условии совершения какого-то минимального ежемесячного объема покупок. Надо также учитывать, что обычно за снятие наличных или переводы по таким картам взимается существенная комиссия, поэтому желательно избегать подобных операций".

Юлия Зазуля обращает внимание, что сейчас банки все активнее конкурируют на рынке кредитных карт. "Чтобы привлечь клиентов, такие продукты дополнительно "начиняют" другими преимуществами: повышенным кешбэком за покупки в определенных категориях, участием в программах лояльности, высоким кредитным лимитом даже для новых клиентов, услугами по доставке карты на дом", - пояснила эксперт.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации