06.09.2022 11:11
    Поделиться

    Как ландшафтный дизайн становится локомотивом для других отраслей

    Очередные фестивальные выходные в Белгороде посвятили искусству ландшафтного дизайна. На центральных улицах города мастера-озеленители увили стены композициями из сотен растений, домики торговцев уличной едой и кофе превратили в сказочные цветочные терема, а вдоль пешеходных зон от самой Соборной площади и до парка имени Ленина включительно установили массу ландшафтных инсталляций. Это уже второй фестиваль "Белгород в цвету", и он по традиции не только открывает череду осенних событий, но и обозначает новые тренды городской экономики.
    Фестиваль цветов не просто праздник, но и инструмент для развития туризма в городе.
    Фестиваль цветов не просто праздник, но и инструмент для развития туризма в городе. / Анна Скрипка/РГ

    Все в сад

    Причудливые цветочные декорации приносят в город и праздничное настроение, и вдохновение для работы. К такому выводу пришли дизайнеры, которые годами разрабатывают проекты озеленения не только для городских пространств, но и для гостиничных комплексов, кафе и ресторанов, а также креативных площадок, которые становятся все популярнее среди молодежи. Свое слово в ландшафтном дизайне сегодня стараются сделать более весомым и специализированные бюро, и начинающие работать в этой сфере фрилансеры, и даже застройщики с многолетним опытом. Конкурс садов, созданных в рамках тематического белгородского фестиваля, стал еще одним тому подтверждением.

    Эксперты, призванные определить лучшие работы ландшафтных дизайнеров, признавались в собственной растерянности. Все работы хороши. И они такие разные, что отдать пальму первенства кому-то одному очень сложно.

    Тем временем увлеченные ландшафтным дизайном белгородцы, в свое время создавшие моду на загородную жизнь в микрорайонах ИЖС в том числе благодаря оригинальному озеленению, осмотрев конкурсные сады, пришли к собственным выводам: видовое многообразие растений если и богаче, чем на прошлом фестивале, то ненамного. Зато креатив, качество исполнения, философское наполнение выставочных садов - на самом высоком уровне. Здесь привычные глазу хризантемы сочетаются друг с другом в причудливом узоре сложных цветочных оттенков, клубничные ростки соседствуют с декоративным луком, нежные бегонии контрастируют с плотными листьями суккулентов, а вереск, несмотря на широкий спектр расцветок, становится фоном для подвижных злаковых, играющих от каждого дуновения ветра. Уникальная садовая мебель, беседки, качели, зеркальные архитектурные формы и стены из нитей - все это и многое другое добавило очарования ландшафтным творениям. Поэтому фраза "Я тоже хочу такое дома" слышалась чаще возгласов восхищения. Гортензии в гигантских горшках, которые поразили белгородцев еще в прошлом году, теперь названы брендом фестиваля. О том, что надо бы присмотреться к этой культуре в городском озеленении, речь шла еще в прошлом году, теперь же многие просто уверены в этом.

    - Белые цветы в белом городе, - отмечает главный архитектор региона Галина Горожанкина. - Гортензия вполне может стать определенным символом Белгорода. Ее цветение пышное и длительное, так что эта культура прекрасно подходит для дизайна городских пространств.

    Цветочное оформление города теперь будет выполняться по специально разработанным для него картам

    Время процветать

    Какие именно растения будут радовать глаз белгородцев и гостей города, уже известно. Всероссийский парковый форум, состоявшийся в рамках деловой программы фестиваля, дал ответы на этот вопрос: цветочное оформление города теперь будет выполняться по специально разработанным для него картам. Ландшафтный архитектор московской компании Лора Ульяненко, рассказывая об этом, констатировала: для белгородских клумб выберут местные растения и скомпонуют так, чтобы цветники выглядели привлекательно в любое время года. Заместитель главы администрации Белгорода Елена Семенкова добавила: все ресурсы для этого есть.

    Сам фестиваль доказал это на конкретных примерах. Идейный вдохновитель мероприятия, советник главы региона Карина Лазарева отметила, что для композиций садов использованы местные растения.

    - Питомников, где выращивают декоративные культуры, становится все больше, - рассказала она. - И вы сами можете наблюдать за тем, что еще в начале монтажа конкурсных садов белгородцы подходят к участникам и договариваются о продаже растений по окончании фестиваля. И это, скажу я вам, лайфхак: ведь растения для садов используются самые лучшие. Вы только посмотрите, какие у них мясистые зеленые листья, какие цветы! Популярностью пользуется и ярмарка, которая по традиции работает на фестивале. В целом же это прекрасный инструмент продвижения и питомников, и самих ландшафтных дизайнеров, особенно победителей конкурса. Их уверенность в собственных силах растет, а вслед за ней - и гонорары.

    О том, что экономика ландшафтного дизайна становится сложнее в условиях постоянного роста, говорят и сами озеленители. Руководитель Государственного бюджетного учреждения "Озеленение" города Москвы Анатолий Фитисов отмечает стремление заказчиков посадочного материала к разнообразию цветовой гаммы и видов растений. Даже спор о том, чем лучше засаживать города - многолетниками или однолетниками, он считает напрасным.

    - Использовать нужно и то и другое, - отмечает он. - Многолетники хороши, но они, как правило, не дают той яркости при цветении, как те же однолетние петунии. К тому же и одни и другие требуют ухода.

    Разговоры об экономии на посадках многолетников назвали мифом многие озеленители. Ведь даже розы, которые большинство считает одним из самых дорогих для декорирования городов растений, в специализированных питомниках стоят не так уж дорого, однако требуют грамотного ухода, сохранения зимой, подкормки после цветения. Некоторые эксперты даже шутили, что сложны и дороги в уходе те растения, которые попросту не нравятся агрономам. Поэтому в одних городах выгодны даже розы, а в других убыточны и сорняки.

    Цветы и не только

    Озеленители уверены, что секрет успеха городского ландшафтного дизайна кроется в системном подходе. С ними согласен и мэр Белгорода Антон Иванов. Напоминая о концепции цветочного оформления, специально разработанной для города, он отмечает, что в будущем году таких шероховатостей, какие областной центр пережил минувшей весной с засохшими стеблями тюльпанов на главных улицах, уже быть не должно.

    - Тюльпанов зацветет еще больше, - рассказал он. - Чтобы весенний фестиваль "Река в цвету" полностью оправдывал свое название. Разработанная концепция цветочного оформления позволит оперативно высаживать растения взамен тех, что отцвели. В целом система заработает.

    Сотрудники муниципального предприятия "Белгородблагоустройство", которые буквально круглосуточно работали на фестивале, подтвердили: и инструментов, и техники достаточно даже для очень сложных работ. Людей только мало. Мэр, напомнив о повышении заработной платы самым важным для города специалистам, подчеркнул: такое пристальное внимание этой сфере уделяется не зря.

    - Кому-то фестиваль покажется просто праздником, но ведь на самом деле это инструмент развития туризма. Сейчас к нам привыкают ездить из других муниципалитетов и соседних городов, после - поедут и из Москвы, - отмечает Антон Иванов. - Мы понимаем, что не все сразу: в Суздале, к примеру, организаторы знаменитого теперь фестиваля огурца признались нам, что он выстрелил только на третий год проведения. И наши отельеры, рестораторы только начинают ощущать на себе эффект вот таких массовых мероприятий. Но чтобы этот эффект сохранить, нужно делать фестивали все интереснее.

    Впрочем, слова градоначальника о стимуле для туризма по итогам фестиваля подтвердили ремесленники. Большая их часть - от мастеров декупажа до производителей детских игрушек - признались: "Цветочное настроение посетителей принесло нам хорошие продажи".

    Поделиться