Причудливые цветочные декорации приносят в город и праздничное настроение, и вдохновение для работы. К такому выводу пришли дизайнеры, которые годами разрабатывают проекты озеленения не только для городских пространств, но и для гостиничных комплексов, кафе и ресторанов, а также креативных площадок, которые становятся все популярнее среди молодежи. Свое слово в ландшафтном дизайне сегодня стараются сделать более весомым и специализированные бюро, и начинающие работать в этой сфере фрилансеры, и даже застройщики с многолетним опытом. Конкурс садов, созданных в рамках тематического белгородского фестиваля, стал еще одним тому подтверждением.
Эксперты, призванные определить лучшие работы ландшафтных дизайнеров, признавались в собственной растерянности. Все работы хороши. И они такие разные, что отдать пальму первенства кому-то одному очень сложно.
Тем временем увлеченные ландшафтным дизайном белгородцы, в свое время создавшие моду на загородную жизнь в микрорайонах ИЖС в том числе благодаря оригинальному озеленению, осмотрев конкурсные сады, пришли к собственным выводам: видовое многообразие растений если и богаче, чем на прошлом фестивале, то ненамного. Зато креатив, качество исполнения, философское наполнение выставочных садов - на самом высоком уровне. Здесь привычные глазу хризантемы сочетаются друг с другом в причудливом узоре сложных цветочных оттенков, клубничные ростки соседствуют с декоративным луком, нежные бегонии контрастируют с плотными листьями суккулентов, а вереск, несмотря на широкий спектр расцветок, становится фоном для подвижных злаковых, играющих от каждого дуновения ветра. Уникальная садовая мебель, беседки, качели, зеркальные архитектурные формы и стены из нитей - все это и многое другое добавило очарования ландшафтным творениям. Поэтому фраза "Я тоже хочу такое дома" слышалась чаще возгласов восхищения. Гортензии в гигантских горшках, которые поразили белгородцев еще в прошлом году, теперь названы брендом фестиваля. О том, что надо бы присмотреться к этой культуре в городском озеленении, речь шла еще в прошлом году, теперь же многие просто уверены в этом.
- Белые цветы в белом городе, - отмечает главный архитектор региона Галина Горожанкина. - Гортензия вполне может стать определенным символом Белгорода. Ее цветение пышное и длительное, так что эта культура прекрасно подходит для дизайна городских пространств.
Какие именно растения будут радовать глаз белгородцев и гостей города, уже известно. Всероссийский парковый форум, состоявшийся в рамках деловой программы фестиваля, дал ответы на этот вопрос: цветочное оформление города теперь будет выполняться по специально разработанным для него картам. Ландшафтный архитектор московской компании Лора Ульяненко, рассказывая об этом, констатировала: для белгородских клумб выберут местные растения и скомпонуют так, чтобы цветники выглядели привлекательно в любое время года. Заместитель главы администрации Белгорода Елена Семенкова добавила: все ресурсы для этого есть.
Сам фестиваль доказал это на конкретных примерах. Идейный вдохновитель мероприятия, советник главы региона Карина Лазарева отметила, что для композиций садов использованы местные растения.
- Питомников, где выращивают декоративные культуры, становится все больше, - рассказала она. - И вы сами можете наблюдать за тем, что еще в начале монтажа конкурсных садов белгородцы подходят к участникам и договариваются о продаже растений по окончании фестиваля. И это, скажу я вам, лайфхак: ведь растения для садов используются самые лучшие. Вы только посмотрите, какие у них мясистые зеленые листья, какие цветы! Популярностью пользуется и ярмарка, которая по традиции работает на фестивале. В целом же это прекрасный инструмент продвижения и питомников, и самих ландшафтных дизайнеров, особенно победителей конкурса. Их уверенность в собственных силах растет, а вслед за ней - и гонорары.
О том, что экономика ландшафтного дизайна становится сложнее в условиях постоянного роста, говорят и сами озеленители. Руководитель Государственного бюджетного учреждения "Озеленение" города Москвы Анатолий Фитисов отмечает стремление заказчиков посадочного материала к разнообразию цветовой гаммы и видов растений. Даже спор о том, чем лучше засаживать города - многолетниками или однолетниками, он считает напрасным.
- Использовать нужно и то и другое, - отмечает он. - Многолетники хороши, но они, как правило, не дают той яркости при цветении, как те же однолетние петунии. К тому же и одни и другие требуют ухода.
Разговоры об экономии на посадках многолетников назвали мифом многие озеленители. Ведь даже розы, которые большинство считает одним из самых дорогих для декорирования городов растений, в специализированных питомниках стоят не так уж дорого, однако требуют грамотного ухода, сохранения зимой, подкормки после цветения. Некоторые эксперты даже шутили, что сложны и дороги в уходе те растения, которые попросту не нравятся агрономам. Поэтому в одних городах выгодны даже розы, а в других убыточны и сорняки.
Озеленители уверены, что секрет успеха городского ландшафтного дизайна кроется в системном подходе. С ними согласен и мэр Белгорода Антон Иванов. Напоминая о концепции цветочного оформления, специально разработанной для города, он отмечает, что в будущем году таких шероховатостей, какие областной центр пережил минувшей весной с засохшими стеблями тюльпанов на главных улицах, уже быть не должно.
- Тюльпанов зацветет еще больше, - рассказал он. - Чтобы весенний фестиваль "Река в цвету" полностью оправдывал свое название. Разработанная концепция цветочного оформления позволит оперативно высаживать растения взамен тех, что отцвели. В целом система заработает.
Сотрудники муниципального предприятия "Белгородблагоустройство", которые буквально круглосуточно работали на фестивале, подтвердили: и инструментов, и техники достаточно даже для очень сложных работ. Людей только мало. Мэр, напомнив о повышении заработной платы самым важным для города специалистам, подчеркнул: такое пристальное внимание этой сфере уделяется не зря.
- Кому-то фестиваль покажется просто праздником, но ведь на самом деле это инструмент развития туризма. Сейчас к нам привыкают ездить из других муниципалитетов и соседних городов, после - поедут и из Москвы, - отмечает Антон Иванов. - Мы понимаем, что не все сразу: в Суздале, к примеру, организаторы знаменитого теперь фестиваля огурца признались нам, что он выстрелил только на третий год проведения. И наши отельеры, рестораторы только начинают ощущать на себе эффект вот таких массовых мероприятий. Но чтобы этот эффект сохранить, нужно делать фестивали все интереснее.
Впрочем, слова градоначальника о стимуле для туризма по итогам фестиваля подтвердили ремесленники. Большая их часть - от мастеров декупажа до производителей детских игрушек - признались: "Цветочное настроение посетителей принесло нам хорошие продажи".