Как белорусские и российские кинотеатры справляются без Голливуда

В репертуаре "Художественного", старейшего в мире, - сплошь фестивальные хиты прошлых лет.
В репертуаре "Художественного", старейшего в мире, - сплошь фестивальные хиты прошлых лет. / Роман Щербенков
Начало осени традиционно не самое киношное время. Отрасль, как правило, берет небольшую паузу, тем более большинство прокатчиков предпочитают сдвигать релизы на середину осени. В этом году российские и белорусские кинотеатры столкнулись с новым вызовом - потерей иностранных, в первую очередь голливудских, новинок. Благо пока выручают отечественные картины (в основном российского производства) и мультфильмы - их доля в кинопрокате за лето становится максимальной. Какие ленты выбились в лидеры в последние дни августа и что ждать от белорусско-российского кинопроката осенью, выясняли корреспонденты "СОЮЗа".
Как в Беларуси

Сложную ситуацию на кинорынке представители белорусских кинотеатров надеются тем не менее пережить без невосполнимых потерь. При этом, несмотря даже на низкий сезон, посещаемость залов государственной сети "Кино Минска" УП "Киновидеопрокат" совсем уж низкой назвать нельзя. Самые любопытные премьеры - традиционно для младшего поколения. Так, вплоть до последней недели августа прокат возглавлял мультфильм "Пес-самурай и город кошек", удерживавший лидерство с 18 июля. Сейчас первое место в рейтинге самых просматриваемых фильмов - у британского триллера "Вышка" от режиссера Скотта Манна. "Пес-самурай и город кошек" опустился на строчку ниже. "Бронза" - у французской комедии "Не звезди!", к которой вплотную подбирается триллер 2021 года "Дитя тьмы: первая жертва". Кроме того, представители УП "Киновидеопрокат" обращают внимание: в кинотеатрах еще остается голливудский контент, права на показ которого выкуплены в начале года. На фоне отсутствия свежих американских (в первую очередь) премьер белорусские кинотеатры нашли оригинальный выход из положения: повторно начали показывать главные кинохиты предыдущих лет. В августе можно было увидеть все три части "Неудержимых", новозеландскую комедию 2014 года "Реальные упыри" и анимационную драму от японского гения Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает".

На фоне отсутствия свежих американских (в первую очередь) премьер белорусские кинотеатры нашли оригинальный выход из положения: повторно начали показывать главные кинохиты предыдущих лет. В августе можно было увидеть все три части "Неудержимых", новозеландскую комедию 2014 года "Реальные упыри" и анимационную драму от японского гения Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает".

При этом потеря голливудского контента позволила нарастить кассу российским картинам. В первой пятерке по продажам они, правда, не значатся. Тем не менее и у "Ночного режима" с Андреем Мерзликиным и Павлом Табаковым в главных ролях, и у комедии "Артек. Большое путешествие" от режиссеров Карена Захарова и Армена Ананикяна был свой зритель. Такое положение представителей белорусских кинотеатров не испугало, прогнозы на осень у них оптимистичные: зрители вернутся с каникул и отпусков и полностью заполнят залы. Сейчас в сети "Кино Минска" делают ставку на один из самых ожидаемых фильмов этого лета - романтическую драму "После. Долго и счастливо" режиссера Кастиль Лэндон. Это четвертый фильм популярной серии "После", имеющей огромное количество кинопоклонников. Картина уже в прокате.

Минский кинотеатр "Центральный" между тем остается верен себе и продолжает показывать драматические, оперные и балетные постановки со всего мира. Проект TheatreHD - это и шанс приобщиться к такому культурному феномену, как театр в кино, и возможность разрушить миф об элитарности театра. До конца августа в "Центральном" можно было посмотреть грустную сказку о неразделенной любви от балетмейстера Джона Ноймайера по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена "Ноймайер: Русалочка" и одну из лучших оперных комедий Джоаккино Россини "Итальянка в Алжире". Репертуарные планы на осень еще верстаются.

Как в России

Идем в два крупных ТЦ: один на юге Москвы в Чертанове, другой на севере - в Медведкове. Раньше значительная часть зданий была отдана под кино, а сегодня нас встречает здесь гулкая тишина. По эскалатору поднимаются редкие посетители - затем, чтобы сразу повернуть обратно.

- Кинотеатры не работают, площади пустуют и чем будут заполняться, пока не понятно, - рассказали "СОЮЗу" в администрациях центров.

Действительно: чем заполнить пустующие площади?

- Непростая задача, - соглашается управляющий партнер в компании REDSTONE.property Индира Шафикова:

- Кинотеатры - это помещения без окон и витрин, практически все двухэтажные. Но невозможного нет! На месте кинотеатра может появиться развлекательный центр или учреждение, направленное на оказание услуг населению - каких конкретно, нужно смотреть. Правда, владельцы ТЦ в этом случае должны понимать, что вопрос редевелопмента потребует огромного количества согласований, по большому счету это займет около года.

Но вот что интересно: даже сейчас некоторые кинотеатры только собираются... открыться! В одном из крупных ТЦ, расположенном на Третьем транспортном кольце недалеко от площади Гагарина, владельцы задумались, как привлечь посетителей, что называется, "на перспективу", и занялись проектом пристройки.

Тем временем лавина проблем с кинозалами только растет. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, в кино стали ходить в два раза меньше зрителей, чем в прошлом году.

Так, по данным "Невафильм Resea-rch", число кинотеатров в России уменьшилось с 2161 по состоянию на первое января этого года до 2022 на первое июля. Количество залов сократилось с 5704 до 4996. Рекордсменами по количеству закрытых кинозалов стали Омск (34 процента), Самара (29 процентов) и Краснодар - 26 процентов. В Москве с начала 2022-го закрылось 16 процентов кинозалов, а в Санкт-Петербурге - 14 процентов.

Причин несколько. Первая и самая главная - отсутствие интересных фильмов, новинок мирового кинопроката. Кинокомпании Sony Pictures, Disney, Warner Bros., Paramount и Universal Pictures прекратили деятельность в России. В результате зарубежные премьеры перестали выходить в российский прокат. По экспертным оценкам, доля фильмов этих студий в общем объеме сеансов кинотеатров составляла от 65 до 80 процентов.

Российские и белорусские кинотеатры столкнулись с новым вызовом - потерей иностранных новинок

Возьмем афиши десяти самых популярных кинотеатров Москвы.

В репертуаре кинотеатра "Художественный", который является одним из старейших в мире, открытым в 1909 году, - сплошь фестивальные хиты прошлых лет, фильмы еще более старые под рубрикой "#Живая классика" и российское кино.

Кинотеатр "Октябрь" на Новом Арбате, где неоднократно проходил Московский международный кинофестиваль, также не балует новинками, предлагая зарубежную кинопродукцию 2011-2021 годов и авторское кино.

Тот же самый репертуар за редкими исключениями в виде зарубежных мультфильмов - в других крупных кинотеатрах столицы. В некоторых можно посмотреть иностранные фильмы (попадаются даже картины 2022 года выпуска), однако они составляют очень малую часть. Да и рейтинг этих картин хромает, большей частью колеблясь около шести баллов из десяти возможных.

Стоимость билета, прямо скажем, далека от разумной. Если не брать те времена, когда билет в кино на утренний сеанс стоил 20 копеек, а еще десять можно было потратить на стаканчик мороженого, то сегодня посещение "храма кино" обойдется в кругленькую сумму. Стоимость билетов начинается от 200-300 рублей и может доходить до нескольких тысяч. О стоимости мороженого даже говорить неприлично.

Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась за поддержкой к президенту России Владимиру Путину.

Председатель ассоциации Алексей Воронков считает, что замещение блокбастеров корейскими, китайскими и советскими фильмами не помогло - их прокат принес всего пять процентов от прежних кассовых сборов. При этом уже оказанная со стороны государства поддержка в виде льготных ставок кредитования, отсрочки по уплате страховых взносов и программы "Пушкинская карта" (она позволяет бесплатно посещать участвующие в программе кинотеатры, потратив на билеты в кино до 2000 выделенных на это рублей) - тоже не избавила российский прокат от кризиса.

"Пушкинская карта" - единственный на данный момент реально действующий механизм поддержки, рассказал "СОЮЗу" глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков.

"Отсрочка по кредитам и уплате страховых взносов заканчивается осенью. Деньги, которые выделены производителям, в лучшем случае приведут к появлению новых российских фильмов в 2024 году, а до этого кинотеатрам придется буквально выживать. Необходимо разработать такой механизм поддержки, который был бы аналогом параллельному импорту в промышленности, это должно спасти российскую киноиндустрию", - резюмировал он.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться