Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс: Стоимость ОСАГО станет более индивидуальной. Как узнать, во сколько обойдется полис
Ранее вступило в силу указание, по которому при расчете стоимости восстановительного ремонта можно учитывать цены на аналоговые детали. Как изменится от этого стоимость полисов, корреспонденту "РГ" рассказал президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Игорь Юрьевич, вот произошло очередное расширение тарифного коридора ОСАГО. Зачем оно нужно, если увеличения страховых выплат пока не предусматривается?
Игорь Юргенс: Это не первый этап расширения тарифного коридора. Ранее Банк России уже неоднократно это делал. Эта мера всегда направлена на обеспечение страховщикам возможности более точечной тарификации клиентов. Раньше тарифы были построены таким образом, что, например, все автовладельцы легковых машин в одном и том же городе получали абсолютно одинаковый тариф. Но это несправедливо: страховщики знают, что в зависимости от тех или иных особенностей разные клиенты (пусть и на одинаковых машинах) несут разный риск, с разной вероятностью становятся виновниками аварий. Логично, что разный риск должен и тарифицироваться по-разному. Каждое расширение границ коридора позволяет страховщикам устанавливать более справедливый тариф для конкретного автовладельца, исходя из его личных особенностей. И главное, дает возможность страховщикам конкурировать в борьбе за безубыточных автовладельцев, что они и делают, снижая для них цену полиса. Первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО был начат в январе 2019 года. С тех пор в течение трех лет средняя цена полиса обязательной "автогражданки" в целом по РФ или оставалась на одном уровне - в районе 5,5 тысячи рублей, или даже падала. При этом безаварийные автовладельцы платили меньше, аварийные - больше.
В этом году из-за ухода с рынка ряда производителей автозапчастей и проблем с логистикой цены на многие ходовые запчасти существенно выросли. Следствием этого стал рост выплат по ОСАГО, который также давит на тариф. В июне вступили в силу новые справочники стоимости запчастей, цены в которых выросли примерно на 30% по сравнению с предыдущими. Однако и в этих условиях средняя цена ОСАГО выросла лишь на 10%, тогда как инфляция в июле, по данным Банка России, составила 15,1%. А в августе наметилось даже некоторое снижение средней цены полиса ОСАГО. В то же время Банк России не мог не учитывать ситуацию с запчастями и принял решение о расширении тарифного коридора. Это расширение, как и все предыдущие, позволит страховщикам более точно назначать тариф убыточным клиентам, которых меньшинство (например, во втором квартале максимальный коэффициент "бонус-малус" за убыточность получили всего 815 человек на всю страну). При этом конкуренция за безубыточных никуда не денется и тарифы для них останутся выгодными.
Подорожают ли полисы?
Игорь Юргенс: Есть недотарифицированные сегменты страхователей, основной рост цен на ОСАГО можно прогнозировать именно для них. Большинство автовладельцев - аккуратные и дисциплинированные водители, которые не провоцируют ДТП, и, следовательно, страховщики не выплачивают страховое возмещение по их вине.
Для таких автовладельцев даже в нынешней ситуации с существенным подорожанием запасных частей роста стоимости полисов или не будет, или он будет не таким чувствительным, как для аварийных водителей.
Конкуренция страховщиков за хорошего клиента, которая наблюдается уже не первый год, не позволяет выставлять таким клиентам очень высокий тариф. Для части водителей премия может быть и вовсе меньше, чем в предыдущие периоды, ведь помимо базовой ставки в расчете страховой премии задействованы и коэффициенты, одним из которых является коэффициент "бонус-малус" (этот коэффициент отражает историю страхования), и надо не забывать, что для водителей, которые из года в год не попадают в ДТП, он постоянно снижается вплоть до минимума, который составляет 0,46. Например, во втором квартале 2022 года максимальную скидку по ОСАГО имел каждый третий водитель.
Насколько в целом может вырасти стоимость полисов? И для кого?
Игорь Юргенс: Для очень аварийных автовладельцев, которым страховщики и сейчас устанавливают цену полиса ОСАГО по верхней границе коридора, стоимость страховки, скорее всего, вырастет. Также больший рост могут ощутить регионы из "красной зоны" рейтинга регионов РСА, где велики риски мошеннических действий с ОСАГО. А вот регионы "зеленой зоны", которых большинство, наоборот, будут тарифицироваться страховщиками ниже. Наилучшие показатели зарегистрированы в Калининградской области, Пермском крае, Новгородской области, Республике Коми и Карелии. В целом неплохая ситуация в Центральном, Северо-Западном, Приволжском (за исключением Нижегородской области), Уральском округах. А вот многие регионы Южного, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного округов демонстрируют высокие риски мошеннических действий в ОСАГО, что, вероятно, отразится на тарифах.
А для кого и насколько может снизиться стоимость полисов?
Игорь Юргенс: Можно нарисовать примерный портрет автовладельца, для которого цена полиса, скорее всего, или сохранится на примерно том же уровне, или даже станет немного ниже. Это водитель возрастом от 40 лет, с большим стажем вождения, не становившийся виновником ДТП в последние 10 лет, выбирающий модели машин, не предполагающие спортивной езды, и проживающий в регионе "зеленой зоны" по рискам мошеннических действий в ОСАГО. Это не означает, что каждый страховщик назначит такому клиенту минимальную цену по ОСАГО. У конкретной страховой компании могут быть свои дополнительные критерии - например, кредитная история водителя или его семейное положение. При этом, напомню, инфляция по данным Банка России в июле - 15,1%, то есть когда мы говорим о том, что цена полиса ОСАГО сохраняется на прежнем уровне, то в реальном денежном выражении это означает ее снижение.
С 11 сентября можно учитывать в расчете стоимость аналогов запчастей. Однако это не отразится пока на страховой корзине. Поскольку это не заложено в новых справочниках, которые вступят в силу 19 сентября. Скажется ли это на стоимости полисов?
Игорь Юргенс: Это может отразиться на стоимости полисов не раньше, чем вступят в силу справочники, подготовленные по новым правилам, а это должно случиться ориентировочно 19 октября. Кроме того, все изменения, касающиеся страховых выплат, имеют немного отложенный во времени эффект. То есть и новые правила по выплатам заработают для автовладельцев в конце октября, и примерно тогда же они могут начать сказываться и на цене полисов ОСАГО.
Почем нынче полис?
В зависимости от степени аварийности автовладельца стоимость его полиса ОСАГО может отличаться в несколько раз. Российский союз автостраховщиков привел примерные расчеты стоимости полиса.
В качестве примера взяли собственника автомобиля, живущего в Москве (территориальный коэффициент 1,8), с автомобилем "Форд Фокус" (мощность двигателя - 125 л.с., коэффициент мощности 1,4). Он покупает полис ОСАГО сроком на год, при этом период использования не ограничивает. В полис вписан только он один.
Если водитель - новичок, ему 18 лет, стаж вождения отсутствует, первый год страхования: стоимость полиса ОСАГО для него составит 50 431 рубль, при условии что страховщик установит для него максимальную базовую ставку из возможных.
Водителю 42 года, его стаж вождения - 21 год. При этом он регулярно нарушает правила дорожного движения и несколько раз в год становится виновником ДТП. Можно ожидать, что страховщик также применит для него верхнюю границу базовых ставок из коридора, и стоимость полиса ОСАГО для него составит 67 734,71 рубля.
Водителю 42 года, его стаж вождения - 21 год, в течение 15 лет он ни разу не становился виновником аварии. Стоимость полиса ОСАГО для него составит 1736 рублей, если страховщик выберет минимальный базовый тариф как для аккуратного безаварийного водителя.
Некий "усредненный" автовладелец: водителю 31 год, стаж вождения - 12 лет, становится виновником аварии один раз в несколько лет. Можно смоделировать, что страховщик возьмет среднюю базовую ставку страхового тарифа, и тогда стоимость полиса ОСАГО для него составит 7480 рублей.