21.09.2022 05:00

    Интеллектуальные системы помощи водителю снижают вероятность ДТП

    Задачи цифровой экономики заключаются не только в повышении эффективности производств. Немаловажное значение имеет исключение сбоев в производственных цепочках по вине пресловутого человеческого фактора, а также попытка оградить человека от вредных и опасных условий труда, либо заменив его роботом, либо создав ему электронного напарника-контролера, можно даже сказать, телохранителя.
    iStock
    iStock

    Вот профессия шофера вроде бы не считается опасной. Тем не менее в 2021 году, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, на дорогах России произошло более 133 тысяч дорожно-транспортных происшествий, и 87,6 процента из них - по вине водителей. При этом не всегда "вина" состояла в нарушении Правил дорожного движения. Как сообщили "РГ" в ГК "Автодом", 37 процентов аварий случается по причине усталости автомобилистов, а 21 процент - из-за потери внимания.

    Потенциальный травматизм и гибель людей в авариях, конечно, бестактно оценивать в рублях, а вот потери экономики страны - вполне возможно. По данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), они в среднем составляют 1,78 триллиона рублей в год. Но эту сумму реально серьезно снизить. Практика показывает, что если за полторы секунды до возможного происшествия предупредить водителя, то в 90 процентах случаев ДТП можно будет избежать. "Предотвращение ДТП с помощью технических средств - не вопрос будущего, а реальность сегодняшнего дня. Установка систем мониторинга состояния водителей позволит, по расчетам, снизить ущерб в среднем на 350-530 миллиардов рублей в год", - рассказал директор по связям с органами власти IT-компании КСОР Станислав Шмелев.

    37 процентов аварий случается по причине обычной усталости автомобилистов

    Разработанными компанией системами мониторинга состояния водителей "Антисон" с 2019 года оснащен весь пассажирский транспорт Москвы. Они непрерывно отслеживают признаки усталости, отвлечения внимания и прочих опасных ситуаций, предупреждают о них водителя. И по итогам 2020 года количество ДТП с участием городского пассажирского транспорта в столице снизилось на 26 процентов, в 2021 году - еще на 7,5 процента. "В ближайшие два-три года системы мониторинга состояния водителей будут глубоко интегрированы в пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспорта. Собственно, процесс оснащения активно идет у тех компаний, которые заранее просчитали риски и оценили возможный ущерб", - подчеркнул Станислав Шмелев.

    В России уже существуют конкретные технологичные решения, которые позволяют серьезно сократить количество ДТП на персональном, коммерческом или общественном транспорте, рассказал "РГ" гендиректор компании СКАУТ Андрей Трофимов. Алгоритмы видеоаналитики, основанные на работе нейросетей, анализируют изображение, поступающее с видеокамер в кабине. Они способны распознавать любое отвлечение водителя от дороги: усталость, засыпание, разговор по телефону, курение и еду за рулем. При обнаружении опасных действий система оповещает водителя звуковым сигналом и отправляет информацию диспетчеру.

    "Таким образом, система безопасного вождения предупреждает водителя на месте о необходимости скорректировать поведение, повышает ответственность персонала при работе на транспортном средстве и предоставляет полную информацию о работе водителя его руководителям. Некоторые компании с помощью таких систем сократили количество ДТП с участием персонала в 3,5 раза, а расходы, связанные с ремонтом транспортных средств, до 40 процентов", - добавил Андрей Трофимов.

    В принципе, рынок систем контроля бдительности водителя - назвать их можно как угодно, но суть одна, - весьма насыщен продуктами искусственного интеллекта. Как правило, эти системы работают на два фронта: помогают водителю избежать опасных ситуаций на дороге и "доносят" работодателю о его ошибках или халатности. А разработка ГК "Монтранс" - интеллектуальная система оценки состояния водителя, построенная на принципах нейросетевой аналитики - вдобавок отрабатывает всевозможные опасные ситуации на дороге. Например, она предупреждает водителя о таких событиях, как столкновение с пешеходом, опасное сближение с впереди идущим транспортом или неподвижным объектом, съезд с полосы движения, если не был включен поворотник. При возникновении нестандартной ситуации водитель слышит голосовое предупреждение, а на дисплее появляются графические изображения, соответствующие событию. Например, в случае возможного столкновения на монитор выводятся секунды до предполагаемого ДТП.

    Также система путем сканирования определенных точек на лице водителя может определить признаки усталости. "Интеллектуальная система оценки состояния водителя, кроме заложенных в программу признаков: усталость, отвлечение внимания, курение и разговор по телефону - всего более десяти параметров, способна распознать и нетрезвого работника. В перспективе разработка еще одной функции - контроль температуры тела. Все это дополнительная защита, которая поможет не допустить дорожно-транспортное происшествие", - сообщил "РГ" управляющий партнер ГК "Монтранс" Станислав Емельянов.

    Система оценки состояния водителя способна распознать и нетрезвого работника

    Ни одно из запрограммированных в систему событий не останется не замеченным для менеджмента компании-перевозчика. Отчеты о каждом срабатывании мгновенно отправляются в облачный сервис вместе с фото-, видеоматериалами.

    Мнение

    Михаил Макеев, основатель и управляющий директор компании "Пиклема":

    - Системы контроля бдительности и бодрствования водителя активно внедряются в промышленности. Так, в угольной промышленности уже не первый год такими системами оснащаются все карьерные самосвалы на разрезах. Уровень технологий и самих решений позволяет довольно точно определить степень усталости водителя и предупредить его и диспетчера, когда уровень внимательности падает. Контроль бдительности напрямую связан с уровнем промышленной безопасности и эффективностью технологических процессов. С технической точки зрения внедрение таких систем не является проблемой, и я убежден, что для всех коммерческих перевозок и общественного транспорта они должны быть обязательны.