Как бывший россиянин осваивает секреты белорусского гончарного искусства

Воспитанники Орлова сами центруют глину, лепят свистульки, расписывают обожженных в печи петушков.
Воспитанники Орлова сами центруют глину, лепят свистульки, расписывают обожженных в печи петушков. / Андрей Сазонов
Уроженец Актюбинской области Александр Орлов нашел себя в белорусской глубинке. И вот уже более 20 лет он обучает здесь тонкостям гончарного искусства молодежь.

- Моя мама с Гомельщины, а отец - с Алтайского края, познакомились они в Казахстане, где поднимали целину. Там и я появился на свет, - рассказывает Александр. - В 1986-м семья переехала в Бобруйск. Работал строителем, киномехаником, электриком. Узнав про цех керамики, напросился в подмастерья. Гончар Сергей Лугин обучил работе с глиной, а теорию я постигал в художественном училище на отделении керамики.

Совсем скоро Орлов понял, что ему хочется не рутинной штамповки, а настоящего творчества. Из Бобруйска перебрался в поселок Глуша, где были условия для создания мастерской: столетние деревянные избы, ветряная мельница XIX века, перевезенная из российского Иваново, церковь Святого Пантелеимона, возведенная в 1880 году и доставленная из деревни Углы Бобруйского района… В одном из зданий музея под открытым небом и разместилась гончарня.

- Двадцать два года назад у меня появились печь для обжига глиняных изделий и огромное желание возродить ремесло предков именно для этого региона, - делится Александр Васильевич. - Центр ремесел приобрел мне инвентарь, глину, и дело пошло.

Гончарами Бобруйщина славилась всегда. Изделия здешних мастеров отличались особой плавностью линий.

- Это, по форме напоминающее женское тело, у нас называют гладышком, - демонстрирует Орлов. - В глечиках, смахивающих на древнегреческую амфору, бабушки запаривали чай в печи, хранили домашнее вино. В пузатых горшочках тушили яства. Еда, приготовленная в глиняной посуде, имеет особый вкус и аромат. Ею пользуются и сегодня, в том числе сделанной моими учениками, которые дарят свои изделия на праздники мамам и бабушкам.

- Каждый год на фестивале народного творчества и ремесел "Глушанскi хутарок" проводим пленэр по керамике, показываем весь процесс: от подготовки глины до обжига, - рассказывает заведующая Центром ремесел Лаура Фомцова. - Дети гордятся, что их изделия, "завязанные" на местном колорите, пользуются спросом.

В мастерской воспитанники кружка "Глечыкi", десять лет назад удостоенного звания образцового, на гончарном круге центруют глину, лепят свистульки, расписывают обожженных в печи петушков. Работать с кругом непросто, но они в восторге. "Делаем кружки, вазы, колокольчики", - демонстрирует десятилетний Артем Балашов, мечтающий стать "крутым мастером, как Александр Васильевич". В кружок Тема ходит с братом - 12-летним Андреем. А занимаются здесь 8-14-летние ребята не только из Глуши, но и соседних сел. Всего за годы работы Орлов обучил гончарному ремеслу около 350 детей, включая собственных. Сыновья, 25-летний Николай и 23-летний Владимир, как и их отец, стали керамистами. 20-летний Максим тоже ловко управляется с глиной, но для него это хобби, как и для восьмилетней дочки Ангелины.

Керамику мастер и ученики изготавливают по древним рецептам.

- Один из них - молочение, или молочный обжиг. Коровье молоко разводим с сухим в пропорциях 1:5, заливаем в сосуд, ставим в печь, разогретую до 300 градусов, - учит мастер. - Жидкость придает изделию водоотталкивающие свойства, медовый или темно-коричневый цвет.

В совершенстве владеет Орлов и старинной технологией, которая называется обвар. Глиняные горшки, вазы, абажуры для светильников щипцами достают из печи, раскаленной до 750-800 градусов, окунают в рассол (огуречный, капустный), смешанный с ржаной мукой. Получается очень интересный декоративный рисунок. А керамические свистульки еще и звучат потрясающе.

Больших денег уникальное ремесло мастеру не приносит. Работая в центре на 1,25 ставки, Александр Орлов получает около 600 рублей. Заработать больше можно, устраивая мастер-классы. В Глуше за урок просят всего 15 рублей, только в глубинке они случаются нечасто. Выручают ярмарки и фестивали.

- Почти половина заработанного уходит на материалы, - уточняет мастер. - Впрочем, все деньгами не измеришь. Я без своего ремесла жизни не представляю и умру, наверное, за гончарным кругом. А пока жив, буду учить молодежь, чтобы она берегла наше культурное наследие.

Арифметика дела

Хороший электрический круг стоит около тысячи долларов, как и импортная электрическая печь литров на 50. Маленькая, на 1-3 литра (в таких обжигают мелкую керамику) - 250-300 у.е. Правда, печь и круг Александр Васильевич сделал своими руками. Но за электроэнергию платить надо. Как у учреждения культуры, в его мастерской действует лимит: в месяц не больше 200 киловатт. Поэтому задействует и дровяную печь. Пять кубометров дров на месяц стоят около 250 белорусских рублей. Глину, которой уходит 200 килограммов в неделю, оплачивает райисполком. Самая необременительная статья расходов - огуречный рассол. Его мастер бесплатно приносит из дома, выручают и соседи. За свой счет, примерно 20 рублей в месяц, приходится покупать ржаную муку и молоко.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться