28.09.2022 09:32
    Рубрика:

    К Аксаковым - за душевным здоровьем

    В регионах Поволжья чтят память русского писателя
    Великая русская литература не нуждается в нашем признании или непризнании. Она самодостаточна в высоте духовного поиска и художественного совершенства. Это мы нуждаемся в ней. Это наше отношение и уровень понимания ее есть показатель национального самосознания. Вот и Аксаковы сегодня нам нужны как никогда. И не один только Сергей Тимофеевич с его по-философски глубокой и по-детски наивной и доброй сказкой "Аленький цветочек", с эпической "Семейной хроникой", с учебником семейной жизни - "Детскими годами Багрова-внука", с удивительно доступными и увлекательными пособиями по уженью рыбы и ружейной охоте. Но более всего сегодня нам нужна семья Аксаковых с ее нравственными устоями и ценностями.
    Родовая усадьба семьи Аксаковых в селе Надеждино Белебеевского района Башкирии / Архив "РГ"
    Родовая усадьба семьи Аксаковых в селе Надеждино Белебеевского района Башкирии / Архив "РГ"

    Еще Андрей Платонов отметил, что "книги Аксакова воспитывают в читателях патриотизм и обнаруживают первоисточник патриотизма - семью... этому чувству Родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье...". Семейная тема - сквозная в творчестве С.Т. Аксакова. Даже всеми любимая сказка "Аленький цветочек" не только о преображающей роли любви и участия, но и о жертвенной любви дочери к родителю, о заботе и внимании родителей к детям.

    Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова до сих пор хранит в себе какую-то загадку. Он вошел в литературу сразу сложившимся писателем (хотя всегда считал себя дилетантом). Его немногие художественные произведения вышли в свет задолго до появления великих русских романов и, по словам Вадима Кожинова, уже содержат "семена или, точнее, завязи всей будущей русской прозы". Особый мир аксаковской словесности с умиротворенным ритмом, эпичностью взгляда, искренностью суждений, выпуклостью положительных и отрицательных образов, представленных без морализаторства, наивностью детского взгляда на мир был хорошо угадан другом и единомышленником аксаковской семьи Алексеем Степановичем Хомяковым, написавшем о нем: "Тайна его творчества в тайне души, исполненной любви к миру Божьему и человеческому".

    Личность С.Т. Аксакова была организующим и связующим началом его семьи. Фото: Архив "РГ"

    И, действительно, личность Сергея Тимофеевича была организующим и скрепляющим началом его семьи. И каждый из его сыновей, прославившихся на литературном, общественном или служебном поприще, несли в себе, в первую очередь, его заряд любви и преданности друг к другу и избранному делу.

    Благоговение к людям и жизни

    Характер самого Сергея Тимофеевича отличался своеобразной двойственностью, которую хорошо подметил и описал сын Иван в "Очерке семейного быта": "Сергей Тимофеевич любил жизнь, любил наслаждения, он был художник в душе и ко всякому наслаждению относился художественно. Страстный актер, страстный охотник, страстный игрок в карты, он был артистом во всех своих увлечениях... но, зная за собой эти слабости, он был смиренного о себе мнения, был чужд гордости к ближнему, напротив, отличался постоянною снисходительностью. Это-то качество и дало ему возможность развить в себе ту теплую объективность, которая составляет такую прелесть "Семейной хроники", которая чуждается всякого преувеличения, резкости, полна любви и благоговения к людям и отводит место каждому явлению, доброму и дурному, в человеческой жизни". Чувство "благоговения к людям" и жизни - вот что несет в себе творчество и личность писателя Аксакова.

    Но таким же духовным центром в семье Аксаковых была жена писателя - Ольга Семеновна, урожденная Заплатина. Дочь суворовского генерала, рано лишившаяся матери, турчанки Игель-Сюмы, она была воспитана в особом духе доблести и геройства. Как писал о ней сын Иван "неумолимость долга, целомудренность, ... презрение к удовольствиям и забавам, чистосердечие, строгость к себе и ко всякой человеческой слабости, при этом пылкость и живость души, стремление ко всему возвышенному, отсутствие всякой пошлости, всякой претензии - вот отличительные свойства этой замечательной женщины (...) При этом она вся принадлежала русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, русская кухня, русская природа - все это было ей родное".

    Дмитриевский храм в Надеждино построен в XVIII веке, здесь часто бывал Сергей Тимофеевич. Фото: Архив "РГ"

    Натура Ольги Семеновны казалась прямо противоположной Сергею Тимофеевичу, но это ни в коем случае не вызывало ни скандалов, ни непонимания в семье. Наоборот, свобода взглядов, снисходительность одного дополняла "неумолимость долга" и аскетизм другого. Как когда-то в детстве юный Сережа Аксаков на примере разности характеров родителей (тихой природной созерцательности отца и тонкой нервной душевной организации матери), на их примере взаимоуважения к природным качествам друг друга научился совмещать эти антагонизмы в своей душе, покрывая их благоволением и любовью. Не в этом ли истинные истоки национального характера всей прозы Аксакова.

    И дети Аксаковых, каждый по-своему, прославили и продолжили семейный "духовный хор", как называл особый мир аксаковской семьи Н.В. Гоголь.

    Достойное продолжение

    Старший сын Аксаковых Константин - окончил словесный факультет Московского университета. С детских лет под влиянием матери увлекался чтением героической литературы, древних памятников и летописей. Для своих младших братьев и сестер устроил даже специальный праздник русского витязя Вячки. В зрелые годы сочинял исторические драмы (на сцене Малого театра была поставлена драма "Освобождение Москвы в 1612 году" и сразу же запрещена), писал филологические труды по истории русского языка. Но более его трудов на современников оказывала воздействие сама личность Константина - "свирепого агнеца", как прозвал его А. С. Хомяков. Чистота его нравственного облика, неизбывная любовь к русскому народу, русской истории, вера в создание общества на общинных началах (понимаемых Аксаковым как "союз людей, отказывающихся от своего эгоизма", основанный на "нравственном законе"), честность и польза в основе всякого дела - вот что особенно нам необходимо из его наследия.

    Многие статьи Константина Аксакова, написанные более полувека назад, и сегодня звучат злободневно. "Исчезла искренность, и ложь, как ржавчина, проникла душу, - писал К. Аксаков в статье "О современном человеке". - Очень просто, кажется, говорить, что чувствуешь, и чувствовать, что говоришь. Но эта простота составляет величайшее затруднение современного человека. Для этой простоты необходима цельность души, внутренняя правда, а современный человек сам не может отвечать себе: что он чувствует и чувствует ли он? Самолюбие подъело в нем всякую правду движения; ... И нет в человеке искренности, и ложь овладела его существом, тонкая, хитрая, внутренняя, неприметная ложь, раздвояющая всю его душу в самой глубине ее ...".

    Каждый день быть полезным

    Средний сын писателя Аксакова - Иван Сергеевич имел огромное влияние на русское общество второй трети XIX века. Еще обучаясь в Училище правоведения, которое готовило чиновников для высшей администрации, он писал родителям в Москву: "Мне хотелось бы каждый день быть полезным членом общества, и полезным не в одном своем околотке". Молодого чиновника, работающего по 16 часов в сутки, безукоризненной честности посылали на самые трудные участки - ревизовать рыбные промыслы в Астрахани, исследовать религиозную секту бегунов. Отчеты и донесения Ивана Аксакова отличались не только правдивостью, но и красотой художественного изложения. Так, за отчет о Малороссийских ярмарках он был удостоен Константиновской медали от русского Географического общества.

    В эти годы он увлекается поэзией. Заслуживает внимания его сатирическая мистерия "Жизнь чиновника" и лирическая поэма "Бродяга". О его стихах Николай Некрасов писал, что "давно не слышалось в русской литературе такого благородного, строгого и сильного голоса". Сам Иван Сергеевич к своей поэзии относился несерьезно, и когда встал вопрос о выборе между творчеством и службой, он выбрал творчество, но не поэтическое, а журнальное. Приносить пользу делом - вот к чему всегда стремилась его ищущая, неспокойная душа. Потребность действовать заставила его в годы Крымской войны записаться в ополчение и в составе Серпуховской дружины в должности интенданта пройти путь от Москвы до Одессы. Его отчет о расходе государственных средств не был подписан командующим дружиной, так как имел обличительный характер.

    Не только словом, но и делом приносил Иван Аксаков реальную пользу славянским народам в их борьбе за независимость. Эта активная деятельность привела его к европейской известности. Средства, собираемые Московским славянским благотворительным комитетом, руководителем которого в 70-е годы XIX века был Иван Сергеевич, шли на вооружение болгарского ополчения. Те, кто состоял в нем, не случайно называли себя "детьми Аксакова", ведь он помогал русским добровольцам переправиться в Болгарию.

    Публицистика Ивана Аксакова сегодня активно издается, и по одним только заголовкам можно составить представление о направленности его творчества: "В чем сила России?", "У России одна-единственная столица", "Отчего так нелегко живется в России", "О державности и вере" или статья с говорящим названием "Об отсутствии духовного содержания в американской народности".

    Один из лучших губернаторов

    Еще один славный представитель семьи Аксаковых, проявивший себя не на творческой стезе, а на государственной службе, - это Григорий Сергеевич, который служил гражданским губернатором в трех российских губерниях. "Одним из лучших губернаторов российских" называли его современники. "Благодушный человек, он старался в своей административной деятельности руководствоваться "законом" и требовал того же от своих подчиненных", - отзывался о нем народник А. Иванчин-Писарев. В самое сложное историческое время стал Григорий Сергеевич гражданским губернатором огромной Оренбургской губернии. На его плечи легла непростая работа по урегулированию всех вопросов, связанных с отменой крепостного права. Благодаря его верности закону и искреннему вниманию к нуждам крестьян, ввод в действие Уставных грамот, регулирующих взаимоотношения помещиков и крестьян на переходный период, прошел в губернии успешно и без особых волнений. В своей государственной деятельности он неизменно следовал принципам справедливости, особое внимание уделял социальным вопросам, культуре и образованию. Одним из первых губернаторов открывал школы сельских учительниц, акушерок, руководствуясь принципом, что "Если женщина как мать прекрасно воспитывает ребенка в семье, то она способна на это и в обществе".

    Григорий Сергеевич был первым Уфимским гражданским губернатором, так как при нем и по его неоднократному ходатайству Оренбургская губерния была разделена. Он сумел за короткий срок заложить в Уфимской губернии крепкие основы административной, судебной, финансовой, строительной и культурной деятельности. Будучи Самарским губернатором, Григорий Сергеевич много сделал для просвещения и здравоохранения в крае. Три срока подряд он избирался предводителем Самарского дворянства, в годы голода в Поволжье организовал сбор средств и лично помогал нуждающимся продуктами, зерном и деньгами.

    Жизнь - это нравственное дело

    Каждый член аксаковской семьи жил по заповеди, высказанной Константином Сергеевичем: "Жизнь человека должна быть нравственное дело". В общественном служении воплощал это Иван, на государственной службе - Григорий, в домашнем быту, в семейном служении - одна из старших дочерей писателя Аксакова - Вера Сергеевна. Верная помощница отца, надежная опора в хозяйских заботах для матери, вдумчивая подруга и советчица старшим братьям, заботливая воспитательница младших сестер и при этом интересная собеседница, прекрасная рисовальщица, автор знаменитого "Дневника" и воспоминаний о Гоголе, - она жила напряженной духовной жизнью, которую можно проследить как в ее дневнике, так и в переписке.

    Жить так, как исповедуешь, когда слова не расходятся с делом, мужественно и свято - вот главный завет аксаковской семьи. Исполнить его, оказывается, совсем не легко. Сможет ли каждый из нас оправдать себя перед грозным судом Ивана Аксакова: "Много может личная воля человека; много блага дается совершить всякому хотящему блага! ...Кто из нас вправе себе сказать, что он восполнил весь круг доступной для него деятельности на пользу людям, что он истощил все усилия, испытал все средства...? Кто решится объявить по совести, что во всех неудачах, постигших его благие намерения, виноваты одни внешние обстоятельства, а с его стороны не было и нет ни малейшей вины и от него ничего не зависело и не зависит?"

    Кто из нас подпишется под словами Веры Аксаковой: "Жить по вечным законам нравственности и истины - вот настоящая цель, которая одна только ... укрепляет и дает ... истинный смысл жизни"? Сама жизнь требует от нас этого ответа.

    Полвека назад молодой журналист Михаил Чванов осознал эти истины сердцем и посвятил свою жизнь служению аксаковскому делу. И вот уже тридцать лет возглавляет он Аксаковский фонд (Башкирское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры). Самыми значительными деяниями фонда надо назвать создание Историко-культурного центра "Надеждино", в котором восстановлен из руин Димитровский храм, открыт Музей семьи Аксаковых в воссозданном усадебном доме, построен Дом ремесел для детских занятий и мероприятий.

    "Золотое кольцо Поволжья"

    Аксаковский фонд во многом способствовал тому, что за эти годы в республике сформировалось настоящее аксаковское движение: пишутся научные статьи, проводятся конференции, издаются научные сборники, студенты и учащиеся среднего звена представляют творческие работы и проекты на ежегодную аксаковскую премию горсовета, впервые издается уникальное эпистолярное наследие семьи Аксаковых, создаются спектакли, открываются новые музейные экспозиции, благоустраивается городская среда.

    Деятельность Аксаковского фонда стала примером для других регионов Поволжья, где также сохраняются и возрождаются аксаковские места: Самарская, Оренбургская, Ульяновская области, Республика Татарстан. Вместе они образуют своеобразное "Золотое кольцо Аксаковского Поволжья". Именно так называется литературный путеводитель по аксаковским местам, изданный на средства Аксаковского фонда и выдержавший уже три издания. По аксаковским местам прокладываются туристические маршруты, организуются снегоходные и автопробеги. Самым ярким и волнующим детищем фонда является ежегодный Международный Аксаковский праздник, проводимый в республике ко дню рождения писателя С.Т. Аксакова в последние дни сентября.

    Гостями праздника за эти годы были знаменитые писатели, поэты, журналисты, ученые, артисты, космонавты и военные. Праздник проходит в Уфе и в районах республики, к нему приурочиваются выставки, концерты, театральные премьеры. Но как бы шумно и ярко не праздновали день рождения писателя, какие бы знаменательные речи не звучали со сцены на торжественном вечере - ничто не заменит личного свидания каждого с творчеством писателя через прочтение его книг, через погружение в гармонию и теплоту его плавной, напевной речи. Есть в них еще одна особенность: книги Аксакова лучше воспринимать на слух, потому что когда-то сам Аксаков, лишившись к концу жизни зрения, диктовал их своей дочери Вере. И книги Аксакова наградят вас тем, о чем писал Владимир Солоухин: "Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я был бы неполон, неточен, но я назвал бы - душевное здоровье, Душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги, заражает (если можно так сказать о здоровье) и наполняет его".

    Из истории

    Благодарные народы Болгарии свято чтут память об Иване Аксакове. Его именем названа центральная улица в Софии, под Варной находится селение Аксакова, где более ста лет существует гимназия имени С.Т. Аксакова. Публицистику Ивана не случайно называли "колоколом призывным", свое мнение он выражал открыто, ярко и публично и его не смущало, что он идет один против всех, против правительственных решений. Так громко прозвучал его протестующий голос, осуждающий пересмотр результатов победоносной Русско-турецкой войны на Берлинском конгрессе. Его речь распространялась в списках, а сам он был выслан из Москвы и вернулся только через два года.

    Компетентно

    Дмитрий Шеваров, российский журналист, эссеист, прозаик:

    - Когда вдоволь наевшись пошлостей, мы вспомним, что человек создан по образу и подобию не скотскому, а Божьему, мы не сможем обойтись без Аксакова... И, как бы ни морщились некоторые особо "успешные" граждане от слов "идеал", "благочестие", как бы ни потешались над целомудрием, нам придется дорожить этими понятиями. Чтобы элементарно уцелеть как народу.

    Кстати

    Любимым местом отдыха уфимцев стала тенистая Софьюшкина аллея, названная в честь жены Уфимского гражданского губернатора Софьи Александровны Аксаковой. Ей уфимцы обязаны постройкой и открытием в городе первого стационарного театра.

    Цифра

    231 год со дня рождения С.Т. Аксакова будут праздновать первого октября.

    Подготовила Татьяна Замятина

    На правах рекламы

    0+

    Рекламодатель - ООО "КОНЦЕРН" "Интел Ко" (Группа компаний "Нерал")

    Поделиться: