В этой обстановке КС посчитал, что политика властей Украины в отношении этих регионов, особенно развернувшаяся после вооруженного антиконституционного переворота в Киеве в 2014 году, дает этим регионам правомерное основание следовать принципу равноправия и самоопределения народов (пункт 2 статьи 1 Устава ООН) и реализовать право на самоопределение (пункт 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах).
В договорах совершенно правомерно установлен переходный период: проблемы после присоединения новых территорий встанут большие. Например, предстоит решить, как правовые системы новых субъектов будут встроены в правовую систему России. Кроме того - и это прямо указано в наших постановлениях - может понадобиться соответствующее урегулирование в отношении граждан новых субъектов, которые были вынуждены находиться в составе вооруженных сил Украины.
Но в целом я уверен, что мы приняли решение в соответствии с Конституцией, направленное на защиту конституционных ценностей, главной из которых, я еще раз подчеркну, является жизнь человека.
Конституционный суд РФ дал положительный ответ на все четыре запроса президента России о соответствии Конституции России договоров о включении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав РФ, которые поступили в суд накануне, 1 октября. Как пояснил председатель КС РФ Валерий Зорькин, решение было принято в столь короткий срок, поскольку, во-первых, этого требовало само развитие событий - достаточно напряженное, а во-вторых, у судей уже был наработан подобный опыт - в ситуации, связанной с вхождением в состав России Республики Крым и города Севастополь.
В постановлениях о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров между РФ и регионами, которые этого пожелали в ходе законных референдумов, КС указал, что он не оценивает политическую целесообразность их заключения, однако не может не учитывать фактические политико-правовые обстоятельства, которые вызвали их к жизни.
- При осуществлении проверки конституционности указанных договоров КС РФ исходит из того, что принятие в соответствии с ними в РФ, в частности, Херсонской области является прежде всего основанием для реализации необходимых мер по прекращению антиправовых действий внешних сил, причиняющих смерть, увечья и ранения гражданам на указанных территориях и в соседних с ними субъектах Российской Федерации, и для налаживания мирной жизни, - указал КС в постановлении о признании договора, в частности, с Херсонской областью.
Аналогичные разъяснения есть в решениях по другим территориям.
- В экстраординарной ситуации, созданной политикой властей Украины при поддержке коллективного Запада, такое решение является, по существу, необходимым и единственно доступным правовым средством достижения указанных конституционно предопределенных целей, даже если вынужденно будет сопровождаться задействованием сил и средств другого рода, - указал КС.
Теперь договоры о включении новых регионов в состав России будут направлены на ратификацию в Госдуму и Совет Федерации. Кроме того, обеим палатам парламента предстоит принять федеральный конституционный закон о принятии в РФ новых субъектов.
Подготовила Мария Голубкова, Санкт-Петербург