Георгий Бовт: Коммунальные платежи - это в среднем 10% потребительских расходов домохозяйств

Правительство проиндексирует тарифы на услуги ЖКХ с 1 декабря на 9%, это затронет газ, электроснабжение, водо- и теплоснабжение. Ранее планировали провести индексацию летом 2023 года. Теперь, повысив в декабре, власти обещают не трогать тарифы до июля 2024-го.

Индексация на 9% не нарушает правило не повышать тарифы выше уровня инфляции (она в этом году пока оценивается в 12,4%). Однако население может впечатлиться и просто подскочившими абсолютными цифрами, не вдаваясь в расчеты по инфляции. К тому же нашу жизнь давно пора строить согласно поговорке "Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Мало ли какая ситуация будет через год. Всего год назад предполагалось, что индексация тарифов ЖКХ не превысит 4%, цены на газ для населения - на 3%, а тарифы на электроэнергию - на 5%. Но жизнь внесла известные коррективы.

Индексация придется не на традиционный июль, а на декабрь, самый темный и "депрессивный" месяц. То, что власти идут на непопулярный шаг во внеплановом порядке зимой, свидетельствует об определенных трудностях в экономике. Хотя, конечно, по российским потребителям нынешняя всемирная инфляция, даже с учетом антироссийских санкций, бьет не так сильно, как по европейцам, где платежи за коммуналку взлетели в разы.

Коммунальные платежи - это в среднем 10% потребительских расходов домохозяйств

Впрочем, то, что "у соседа корова сдохла", а наша вполне бодра, в переводе на наши коммунальные платежи - слабое утешение. Они составляют 10% потребительских расходов домохозяйств. Это в среднем. Кому-то и нынешние цены в тягость. Поэтому, хотя платежная дисциплина россиян в сфере ЖКХ держится на приличном уровне выше 93,7% (по данным минстроя, а два года назад она была 95-98%), общая задолженность по оплате за услуги ЖКХ дошла до 1,5 трлн рублей, увеличившись за два года на 15%. Из этих 1,5 трлн примерно половина приходится на долги юрлиц, но и долг "физиков" неуклонно растет (до немногим менее 800 млрд рублей на конец прошлого года). Ужесточение в плане взимания пени не привело к развороту в сторону 100-процентной оплаты.

Нас уверяют, что в индексируемые тарифы ЖКХ закладывается инвестиционная составляющая, и это так: надо менять прогнившие трубы, изолировать электропровода и т.д. Однако, хотя "реформа ЖКХ" идет уже лет 20, ситуация в ней - примерно, как в притче про Ахилла, который никак не может догнать черепаху. Уровень износа коммунальных сетей составляет чуть менее 60% (есть регионы, где и за 80%). По уму, надо менять не менее 5% гнилых труб в год, но коммунальщики "тянут" лишь на 2%. Что же, еще сильнее повышать тарифы?

Российским домам нужны паспорта энергосбережения

Возможно, от отчаяния придется делать и это. Однако, во-первых, все равно в "одном пакете" с повышением прозрачности работы всего ЖКХ, во-вторых, население не потянет весь объем необходимых инвестиций (не менее 4 трлн рублей), нужны целевые госинвестиции. В-третьих, надо менять стандарты строительства. Ведь на всю Россию построено лишь менее 200 "умных" домов, где за счет использования современных материалов и технологий плата по ЖКХ на 40-50% ниже. Но такие квадратные метры и стоят дороже, а застройщикам надо построить подешевле - и сбыть поскорее. Государство должно тут не устраняться, потакая погоне за валом сданных метров, а "навязывать" новые стандарты.

Еще об эффективности. С нового года нас ожидает и еще одно новшество: за общедомовое потребление (света, тепла, воды) придется платить не "по нормативам", а по "факту". Некоторые депутаты говорят, что "по факту" будет дешевле, поскольку нормативы, дескать, завышены. Хотелось бы верить, но пока осмелюсь предположить, что управляющие компании (УК) переложат "общие потери" с себя на жильцов. По официальным данным, потери тепла составляют в сетях ЖКХ не менее 12%, а воды почти четверть. Если кто видел (а кто не видел?) трубы теплоцентралей, проложенные по всей стране неэстетичным "открытым способом" с намотанной на них кое-как и местами облезшей стекловатой - то какие там 12%?

От простых граждан (объединенных в ТСЖ или советы домов) тоже многое зависит, но им часто либо "в лом" разбираться, либо - еще чаще - разобраться в расчетах УК "без пол-литры невозможно". Скажем, у нас в доме в августе пришел перерасчет за теплоснабжение, в результате месячная жировка распухла в три раза по сравнению с обычной. Совет дома разбирался, но ничего не понял. И ведь не сказать, что были лютые холода. Или что хотя бы когда-нибудь раньше перерасчет был в меньшую сторону. Говорят, "общедомовые приборы учета" показали скачок. И надо тщательнее самим жильцам смотреть, чтобы двери в подъезд плотнее закрывались, чтобы на черной лестнице окна не были разбиты, чтобы внешнее утепление было в целости и т.д. Но ведь и условный "Жилищник" не должен перекладывать весь контроль на общественников, которых в наши времена пофигизма еще поискать.

По мере повышения тарифов ЖКХ обывательским недовольством уже не отделаться. Надо менять стандарты строительства и капремонта в сторону энергосбережения. И создавать, например, рейтинг (паспорт) энергопотребления/сбережения дома, чтобы покупатель сразу представлял, сколько ему придется платить за ЖКХ. Надо создавать новые механизмы контроля жителей за работой ЖКХ, делая отчетность УК более прозрачной, детализированной, но притом понятной обычным людям. Надо предусмотреть механизм материальной ответственности УК за превышение общедомовых расходов сверх обычного. Ну и совсем уже революционное предложение: расширить возможность органов самоуправления жильцов сдавать в аренду общедомовые и придомовые площади, чтобы за счет платежей снижать собственные траты на ЖКХ. А если ничего не делать, то можно и до 50-процентной доли трат на ЖКХ дойти в расходах домохозяйств.