Также КСТО нужна, чтобы город получил средства из федерального бюджета на новый подвижной состав - например, на 45 троллейбусов, приобретение которых ранее анонсировал губернатор края Владимир Владимиров.
Напомним, в Ставрополе сложилась уникальная ситуация, когда за работу общественного транспорта отвечает и городская администрация, и краевой минтранс, то есть стратегическое планирование отрасли находится в ведении двух уровней власти. Муниципальная администрация выступила заказчиком проекта КСТО, а министерство решило, что принимать его нужно только после обсуждения с экспертами и общественниками. К дискуссии привлекли ведомственную комиссию по развитию общественного транспорта, в которую входят помимо городских и краевых чиновников депутаты, урбанисты и представители общественных организаций. Первый вариант документа они рассмотрели еще весной.
Схема представляет собой сотню листов со множеством таблиц и комментариев, которые описывают каждый нюанс транспортного развития полумиллионного города до 2031 года. Среди прочего в ней говорится о том, где нужно строить новые и ремонтировать старые дороги, где надо делать выделенные полосы для общественного транспорта, какие автобусные маршруты появятся или исчезнут в городе, а также когда это произойдет. Однако первый вариант КСТО члены комиссии раскритиковали, а подрядчику поручили внести в нее изменения. Он это сделал, но история повторилась. Третий вариант документа общественности представили в конце сентября.
Об изменениях в проекте рассказал представитель компании-подрядчика "СтавропольДорПроект" Павел Литвинов. Он сообщил об исправлениях и дополнениях, а затем ответил на многочисленные вопросы членов комиссии. Во время дискуссии стало известно, что в ближайшие годы в городе может появиться единый проездной билет.
- Мы рассмотрели возможность создания пересадочного тарифа. Социальный стандарт предусматривает появление единого проездного билета, а он, по сути, включает пересадочный тариф, то есть человек, купивший единый билет на автобус и троллейбус, будет иметь возможность пересаживаться на другой вид транспорта, - сказал Литвинов.
Однако новый вариант КСТО все равно не станет окончательным. У комиссии по-прежнему много вопросов и замечаний к нему.
- Первый вариант был очень сырой. Я изучал его неделю, сравнивал с нормативами, оценивал с точки зрения федерального законодательства, написал замечания на 15 страницах. Сейчас страниц всего шесть, - говорит эксперт центра развития городов "Города за здравый смысл", урбанист Андрей Черняков. - Документ принимается туго еще и потому, что заказчиком выступает город. А у муниципальных властей свой взгляд на развитие дорожной сети и транспорта.
По его мнению, городским чиновникам не хватает силы воли принять серьезные изменения. Это подтвердила дискуссия о выделенных полосах. Общественники и эксперты считают их важнейшим элементом транспортного развития и инструментом для борьбы с пробками. Городские чиновники заявляют, что сделать их везде, где они необходимы, невозможно, так как дороги расширять некуда.
- Мы же утверждаем, что ширины нынешних дорог достаточно. Не нужно на некоторых улицах, где есть три полосы движения, делать дополнительную. Надо просто отдать одну полосу общественному транспорту. Но городские власти не хотят. Они считают, что таким образом снизится пропускная способность дорог, - отмечает Черняков. - Мы же предлагаем основываться на провозной способности, которая учитывает не число машин, проезжающих по участку, а количество человек. Один автобус способен перевозить столько же пассажиров, сколько поместится в десяток автомобилей.
Впрочем, есть у документа и другие проблемы. Так, например, пункт об устранении некоторых действующих маршрутов общественного транспорта может привести к коллапсу с перевозками. Дело в том, что в Ставрополе и так недавно произошли глобальные изменения маршрутной карты, и на некоторые линии вышли новые подрядчики. Они получили разрешения на перевозки до 2027 года. Таким образом, лишить их этого права в ближайшие пять лет нельзя, хотя схема такой сценарий предполагает.
- Чтобы исключить разногласия, мы написали письмо в минтранс России и подробно изложили ситуацию. Если ведомство, которое принимало закон, пояснит, что выданные свидетельства, несмотря на новые документы планирования, сохраняют свою силу до окончания срока их действия, то тогда предложенные в схеме изменения не имеют смысла, - заявил заместитель министра транспорта Ставропольского края Борис Борисов. - Мы будем закрывать маршруты, а на следующий день поступит множество исков в суды, начнутся прокурорские проверки.
Таким образом, вопросов к КСТО еще столько, что до ее принятия, кажется, еще очень далеко. Хотя подрядчик должен был завершить работу еще в феврале. В городской администрации заявили, что из-за срыва сроков он заплатит штраф, однако работу все равно продолжит. Но есть ли время на то, чтобы сделать документ идеальным? Эксперты говорят, что он нужен уже сегодня, например, чтобы получить федеральные субсидии на покупку нового транспорта.