Сергей Нарышкин призвал активно вовлекать историков из новых регионов в общероссийские проекты

Как будет выстраиваться научно-образовательное взаимодействие с историками Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей России? Сколько часов истории будет у медиков и IT-специалистов? В какие вузы вернется история как предмет? Эти вопросы встали перед участниками Первого национального форума преподавателей истории, который открылся в Тобольске и объединил историков из разных регионов России от Южно-Сахалинска до Калининграда и от Мурманска до Херсона.

Особой государственной задачей считает председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин профессиональные контакты с историками новых регионов - преподавателями вузов Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей России. "Значение этой работы сейчас чрезвычайно велико. Необходимо активнее вовлекать наших коллег в общероссийские научные и образовательные проекты, оказывать им поддержку в том числе и в организации защиты диссертаций молодых ученых в диссертационных советах ведущих российских вузов", - заявил он на открытии Форума.

Кто будет преподавать историю? По данным РИО, сейчас на бакалаврских и магистерских программах - всего 23 тысячи 170 студентов. Этого мало. При таких темпах обучения к 2050 году у нас в стране будет один историк на тысячу человек населения.

Однако совместная работа РИО и Минобрнауки России все же приносит свои плоды. "Планирование контрольных цифр приема на укрупненную группу специальностей "История и археология" позволила исправить ряд дисбалансов, ранее возникавших при распределении бюджетных мест между вузами", - убежден Сергей Нарышкин.

Есть и другие хорошие новости. Например, как рассказал исполнительный директор Фонда "История отечества" Константин Могилевский, за три года (2021, 2022 и 2023) на бакалавриате "История и археология" по стране количество бюджетных мест вырастет на 400. А на следующий год прибавится еще 250. Мало того, удалось вернуть историческое образование в университеты Калужской и Рязанской областей и Сахалина.

Принято решение выделить на изучение истории России на неисторических специальностях во всех без исключения вузах 144 часа. 80 процентов этого времени учебные заведения обязаны будут потратить на так называемую контактную работу, то есть не онлайн. "Ставку нужно делать на классическую аудиторную работу со студентами в виде лекций и семинаров, - объяснил глава РИО. - Важно избегать и ситуаций, когда количество ставок осталось прежним, а уровень нагрузки на профессорско-преподавательский состав подрос". Не должно быть и "запоточивания" занятий, когда семинар проводят сразу для нескольких десятков и даже сотен студентов.

Сергей Нарышкин подчеркнул, что главная цель исторического образования - это "воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России и ощущающего свою ответственность за ее настоящее и будущее".

Достижения качества на этом пути трудно добиться без хорошей учебной и современной научной литературы. И скоро откроется Первая государственная электронная библиотечная система по истории для высшей школы, допуск к которой для всех вузов будет бесплатным. В нее войдут и 20-томная "История России, подготовленная Институтом российской истории РАН, и 6-томная "Всемирная история" от Института всеобщей истории РАН.

Программы по истории сегодня есть в 184 университетах страны, сообщил глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Однако, по его мнению, важен не просто объем часов, который теперь будут изучать студенты непрофильных вузов, а качество этого образования. "Роль исторического знания трудно переоценить, - сказал он. - Это то, что делает человека уникальным, формирует мировоззрение, ценностный каркас и, конечно, личность". Фальков добавил, что с 2023 года совместно с РИО будет запущена целая серия различных курсов повышения квалификации для преподавателей истории. "Живем в исторической время!" - резюмировал министр.

Его поддержал председатель комиссии РИО по вопросам высшего исторического образования Андрей Логинов, который убежден, что "в преподавании истории сейчас происходит исторический поворот". По мнению Логинова, важно курсом из 144 часов не вызвать отторжения у тех студентов, которые уже сделали свой профессиональный выбор и скажут: "Зачем мне эти часы истории? Лучше займусь хирургией или радиоэлектроникой, программированием". На разработчиках курса лежит огромная ответственность.