Рубрика:Общество
10.10.202219:58

Председатель совета директоров "Норникеля" Андрей Бугров: Для компании важно обеспечить защиту и поддержку коренных народов

Федеральное агентство по делам национальностей

Российская Газета: У Норникеля одна из крупнейших программ поддержки коренных и малочисленных народов. Какие критерии вы закладывали при формировании этой программы?

Андрей Бугров: При формировании программы мы исходили из того, что она должна быть ориентирована на практические нужды, которые испытывают в своей жизни коренные народы. Она должна быть основана на их потребностях. И она должна готовиться в открытом режиме. Поэтому мы провели консультации с большинством общин Таймыра и собрали их потребности. А потребности сводятся к тому, чтобы соорудить холодильную установку для хранения оленины, рыбы и дикоросов, построить клуб в одном из поселков, оказать поддержку народным промыслам. Эти потребности входят в производственную цепочку хозяйствования этих общин и фактически помогают им создавать добавленную стоимость. Это не просто помощь в виде подарка, а то, что может быть использовано в производственных целях и принести пользу.

РГ: В каком направлении данная программа будет развиваться в ближайшие годы?

АБ: Программа рассчитана до 2024 года, общий объем финансирования - два миллиарда рублей. Это ощутимая помощь и поддержка. А дальше она должна быть продолжена и расширена.

РГ: Может быть, какие-то производственные проекты уже существуют?

АБ: Мы находимся в прямом взаимодействии с общинами. При руководителе нашего Заполярного филиала создан Совет общин коренных народов, куда вошло большое число общин. И мы рассчитываем, что этот Совет поможет скоординировать те потребности, которые у этих общин возникнут в дальнейшем. В отношении общин, которые не вошли в Совет, придется общаться с ними двусторонним способом, чтобы понять, какие у них потребности. Из последнего, что мы сделали, - это построили дома в двух поселках в Усть-Аваме и Волочанке. Туда переехали семьи, улучшив свои жилищные условия. Шесть домов в Волочанке были сданы в сентябре этого года.

РГ: Два года назад компания Рио Тинто была подвергнута жесткой критике за разрушение священных мест аборигенов. Может ли произойти такое в России?

АБ: Я не думаю, что такое может произойти. Рио Тинто совершила колоссальную ошибку и довольно жестко за это поплатилась с точки зрения репутации и смены руководства компании, которое продемонстрировало полное незнание специфики интересов коренных народов. Мы внимательно следим за тем, какие у коренных народов есть исторические и священные места, и не производим там никакой деятельности. В наших реалиях такое событие произойти не может.

РГ: В каком направлении должно идти развитие диалога между коренными народами и крупным бизнесом?

АБ: Нет предела совершенству. Главное - выделить приоритеты в той помощи, которую мы оказываем, сосредоточиться на наиболее острых потребностях. А дальше по мере развития программы и удовлетворения нужд общин - расширять диапазон финансовой помощи и охват различных инициатив. Думаю, что в этом направлении пойдет развитие, так как основная задача - оказать поддержку коренным народам, которые ведут достаточно трудный и сложный образ жизни и хозяйствования, расположены в труднодоступных районах. Для компании важно обеспечить им защиту и поддержку их традиционного образа жизни.