Как пояснил Сергей Николаевич, Россия остается самой оленеводческой страной мира: из 29 регионов планеты, в которых водятся олени, два десятка находятся в нашей стране, а поголовье этих животных превышает два миллиона сто тысяч.
Много это или мало? Чем грозят оленям глобальное потепление и развитие промышленности в северных землях? И вообще: почему оленеводство накрепко увязано в сознании обывателя (и не только обывателя) с бытом коренных народов?
"Знаете, оленеводы - это та категория жителей страны, которая является своеобразным барометром состояния, устойчивости и развития коренных народов арктической зоны. В частности, по тому, насколько комфортно себя чувствуют олени и оленеводы, можно судить о деятельности на этих территориях промышленных компаний - о том, как они используют эти земли, водоемы, другие природные ресурсы, уважительно ли относятся к ним", - уверен Харючи.
По словам эксперта в области оленеводства, если хотя бы один кочевник, одна семья или род почувствовали негативное воздействие, то говорить об устойчивом развитии всего сообщества не приходится.
Климатические изменения, безусловно, тоже играют свою роль в жизни оленеводов, но эти дети природы сталкиваются с ними на протяжении веков, вместе с оленями принимают и мороз, и зной, адаптируясь к любой погоде.
О результатах форума в Мурманске Сергей Харючи сказал просто: "Я абсолютно доволен. Это непосредственный обмен опытом, о таком не прочитаешь в литературе - живое общение ничем не заменить".